Выставка

«Особая зала»

Центральный музей железнодорожного транспорта России был основан при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. В Манифесте императора Александра I 1809 г. об организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге записано: «…в особой зале хранимы будут модели всех важных в России и других землях сооружений, существующие или только предназначенные, равно как и машины при гидравлических работах употребляемые…». В 1813 г. в «особую залу» поступили первые модели. Эта дата считается годом основания музея. Музей был организован для учебных целей и имел шесть кабинетов (отделов): модельный и механический; строительно-рабочих инструментов; физический; геодезический; минералогический; образцов строительных материалов.

  

Одними из первых экспонатов музея стали модели, выполненные под руководством и при непосредственном участии основателя и первого инспектора (ректора) Института Корпуса инженеров путей сообщения Августина Августиновича Бетанкура. На выставке представлены модели сооружений, построенных по его проектам – плашкоутного наплавного моста через реку Оку в Нижнем Новгороде и перекрытия Московского экзерциргауза (манежа), уникальная конструкция которого без внутренних опорных колонн не имела аналогов в Европе. Кроме того, экспонируются модели спроектированных А.А. Бетанкуром однопролетного деревянного моста на каменных устоях, деревянных шпилей различных конструкций, подводной круговой пилы и другие предметы.

  

Большую историческую ценность представляют связанные с начальным этапом развития железных дорог модели паровоза с тендером, снежного плуга и землевозной вагонетки. Они были привезены в 1840 г. будущим министром путей сообщения Павлом Петровичем Мельниковым из научной командировки в Североамериканские Соединенные Штаты.

Свой вклад в пополнении коллекций музея внёс министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет, передавший музею некоторые личные вещи и предметы, подаренные ему к 50-летнему служебному юбилею. Некоторые из них можно увидеть в экспозиции выставки, например, прекрасно выполненные поздравительные адреса.

В течение 200 лет формирования музейные фонды пополнялись различными способами. Предметы изготавливались в мастерских ИИПСа и мастерских железных дорог, они закупались, их дарили, передавали с различных промышленных и технических выставок, из других музеев. Строители железных дорог, каналов, мостов, вокзалов и подвижного состава передавали в музей модели, макеты, чертежи, документы и фотографии объектов транспорта. Располагается «Особая зала» на первом этаже.