Выставка

«От «Особой залы» до Центрального музея железнодорожного транспорта России»

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации основан при Институте Корпуса инженеров путей сообщения как «особая зала» для хранения макетов и моделей важнейших инженерных сооружений России, и других стран мира. «Особая зала» размещалась в здании института – бывшем дворце князя Н.Б. Юсупова (набережная р. Фонтанки, д. 115).

Первые модели в «особую залу» стали поступать в 1813 г., и эта дата считается годом основания музея. В 1823 г. музей вместе с институтом перевели в новое здание на Обуховском проспекте (ныне Московский пр., д. 9). Посещать музей разрешили всем чинам ведомства путей сообщения. Коллекция состояла из замечательных русских сооружений последнего пятидесятилетия и некоторых иностранных построек. В 1862 г. стали бесплатно пускать в музей посетителей всех сословий и издали первый каталог «Описание моделей Музеума…». На выставке представлена подлинная учётная документация и инвентарные таблички музейных предметов XIX в., первое описание моделей музея, фотографии хранителей, виды экспозиции.

В 1896 г., когда широко праздновался 100-летний юбилей со дня рождения Николая I – основателя российских железных дорог, министр путей сообщения М.И. Хилков предложил в качестве памятника Николаю I создать Музей ведомства путей сообщения. Император Николай II одобрил это предложение. В 1902 г. по проекту архитектора П.С. Купинского для ведомственного музея построили специальное здание на Садовой улице, дом 50. 6 декабря состоялось освящение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I. Был подготовлен и издан хорошо иллюстрированный музейный каталог-путеводитель. Первыми экспонатами вновь организованного музея стали модели, участвовавшие во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и Всемирной технической выставке в Париже (1900). В 1903 г. музей посетил император Николай II. На выставке можно увидеть парадный стол, за которым Николай II поставил подпись в книге Почетных посетителей музея и саму книгу с личным автографом императора.

  

В 1910 г. к зданию музея ведомства путей сообщения пристроили левый корпус, в котором разместили модели музея института. В годы Гражданской войны здание музея не отапливалось, никакой работы не велось. В 1924 г. в здании на Садовой, д. 50 открыли единый музей при Институте инженеров путей сообщения.

В 1930 г. в связи с преобразованием Института инженеров путей сообщения в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) все модели водного транспорта передали в Ленинградский институт водного транспорта. В 1932-1933 гг. музей не работал, экспонаты разместили в аудиториях ЛИИЖТа, некоторые – поступили в городские музеи.

В 1933 г. НКПС принял решение о восстановлении музея и передаче его в своё непосредственное подчинение. В 1934 г. обновленная экспозиция музея приняла посетителей. В 1937 г. музей перешел в подчинение ЛИИЖТа.

После начала Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты эвакуировали в Новосибирск, музей закрыли. В период блокады Ленинграда здание музея получило значительные повреждения. 18 мая 1948 г. музей вновь открылся для посетителей.

В 1987 г. на основании Постановления Правительства СССР музей преобразован в Центральный музей железнодорожного транспорта МПС СССР (ЦМЖТ МПС СССР), выведен из структуры ЛИИЖТа и подчинён непосредственно Министерству путей сообщения. Он опять стал музеем общегосударственного значения. В 1992 г. Центральный музей железнодорожного транспорта вошёл в состав МПС Российской Федерации.

                                    

9 марта 2004 г. после ликвидации Министерства путей сообщения, Учредителем музея является Российская Федерация. Полномочия Учредителя в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

Статус государственного музея позволяет на высоком уровне комплектовать, хранить и изучать коллекции фондов, обновлять экспозиции, вести активную выставочную работу. ЦМЖТ России является научно-методическим центром для всех железнодорожных музеев страны.

Более 300 фотографий, документов и подлинных предметов, представленных на выставке иллюстрируют основные этапы истории музея, который из учебных кабинетов вырос в ведущий музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, является главным хранителем исторического наследия железнодорожной отрасли и единственным государственным железнодорожным музеем в стране. Чтобы попасть на данную выставку, достаточно подняться на верхнюю площадку главной лестницы.