
Выставка
«От
«Особой залы» до Центрального музея железнодорожного транспорта России»
Центральный музей железнодорожного
транспорта Российской Федерации основан при Институте Корпуса инженеров путей
сообщения как «особая зала» для хранения макетов и моделей важнейших инженерных
сооружений России, и других стран мира. «Особая зала» размещалась в здании
института – бывшем дворце князя Н.Б. Юсупова (набережная р. Фонтанки, д. 115).
Первые модели в «особую залу» стали
поступать в 1813 г., и эта дата считается годом основания музея. В 1823 г.
музей вместе с институтом перевели в новое здание на Обуховском проспекте (ныне
Московский пр., д. 9). Посещать музей разрешили всем чинам ведомства путей сообщения.
Коллекция состояла из замечательных русских сооружений последнего
пятидесятилетия и некоторых иностранных построек. В 1862 г. стали бесплатно
пускать в музей посетителей всех сословий и издали первый каталог «Описание
моделей Музеума…». На выставке представлена подлинная учётная документация и
инвентарные таблички музейных предметов XIX в., первое описание моделей музея,
фотографии хранителей, виды экспозиции.
В 1896 г., когда широко праздновался
100-летний юбилей со дня рождения Николая I – основателя российских железных
дорог, министр путей сообщения М.И. Хилков предложил в качестве памятника
Николаю I создать Музей ведомства путей сообщения. Император Николай II одобрил
это предложение. В 1902 г. по проекту архитектора П.С. Купинского для
ведомственного музея построили специальное здание на Садовой улице, дом 50. 6
декабря состоялось освящение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени
императора Николая I. Был подготовлен и издан хорошо иллюстрированный музейный
каталог-путеводитель. Первыми экспонатами вновь организованного музея стали
модели, участвовавшие во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде
(1896) и Всемирной технической выставке в Париже (1900). В 1903 г. музей
посетил император Николай II. На выставке можно увидеть парадный стол, за
которым Николай II поставил подпись в книге Почетных посетителей музея и саму
книгу с личным автографом императора.
В 1910 г. к зданию музея ведомства путей
сообщения пристроили левый корпус, в котором разместили модели музея института.
В годы Гражданской войны здание музея не отапливалось, никакой работы не
велось. В 1924 г. в здании на Садовой, д. 50 открыли единый музей при Институте
инженеров путей сообщения.
В 1930 г. в связи с преобразованием
Института инженеров путей сообщения в Ленинградский институт инженеров
железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) все модели водного транспорта передали в
Ленинградский институт водного транспорта. В 1932-1933 гг. музей не работал,
экспонаты разместили в аудиториях ЛИИЖТа, некоторые – поступили в городские
музеи.
В 1933 г. НКПС принял решение о
восстановлении музея и передаче его в своё непосредственное подчинение. В 1934
г. обновленная экспозиция музея приняла посетителей. В 1937 г. музей перешел в
подчинение ЛИИЖТа.
После начала Великой Отечественной войны
наиболее ценные экспонаты эвакуировали в Новосибирск, музей закрыли. В период
блокады Ленинграда здание музея получило значительные повреждения. 18 мая 1948
г. музей вновь открылся для посетителей.
В 1987 г. на основании Постановления
Правительства СССР музей преобразован в Центральный музей железнодорожного транспорта
МПС СССР (ЦМЖТ МПС СССР), выведен из структуры ЛИИЖТа и подчинён
непосредственно Министерству путей сообщения. Он опять стал музеем
общегосударственного значения. В 1992 г. Центральный музей железнодорожного
транспорта вошёл в состав МПС Российской Федерации.
9 марта 2004 г. после ликвидации
Министерства путей сообщения, Учредителем музея является Российская Федерация.
Полномочия Учредителя в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2004 г. осуществляет Федеральное агентство
железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Статус государственного музея позволяет
на высоком уровне комплектовать, хранить и изучать коллекции фондов, обновлять
экспозиции, вести активную выставочную работу. ЦМЖТ России является
научно-методическим центром для всех железнодорожных музеев страны.
Более 300 фотографий, документов и
подлинных предметов, представленных на выставке иллюстрируют основные этапы
истории музея, который из учебных кабинетов вырос в ведущий музей
железнодорожного транспорта Российской Федерации, является главным хранителем
исторического наследия железнодорожной отрасли и единственным государственным
железнодорожным музеем в стране. Чтобы попасть на данную выставку, достаточно
подняться на верхнюю площадку главной лестницы.