Выставка

«Железнодорожные храмы»

Развитие железнодорожной отрасли России неразрывно связано с сооружением культовых зданий – церквей, часовен, молитвенных домов. Они создавались на станциях, в пристанционных посёлках, переселенческих пунктах в рамках проведения социальной политики при строительстве и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Впервые в Центральном музее железнодорожного транспорта России представлена выставка, посвященная истории создания железнодорожных храмов Российской империи.

Выставку открывает портрет Павла Петровича Мельникова, строителя Петербурго-Московской магистрали, министра путей сообщения, инициатора сооружения железнодорожной церкви на станции Любань Николаевской железной дороги. Одним из уникальных экспонатов выставки является личная икона Павла Петровича.

  

Отдельный раздел посвящен Великому Сибирскому пути. Представлена карта, на которой отмечено более 60 станций, где были возведены храмы и часовни. Строительству церквей на Транссибирской магистрали способствовал специальный фонд церковного и школьного строительства в Сибири имени императора Александра III, созданный при Комитете Сибирской железной дороги. За время своего 12-летнего существования фонд собрал более 2 миллионов рублей. На эти средства построено свыше 200 церквей, в том числе железнодорожных. Также на средства фонда строились 1,2-классные школы.

   

С развитием железнодорожного транспорта в России появились вагоны-церкви. Одним из первых был вагон-церковь, построенный в 1896 г. на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге по заказу Сибирской железной дороги.

             

Дополняют выставку уникальные фотографии из фондов музея, выполненые известными фотографами XIX-XX вв., среди которых А. Кузнецов, И. Томашкевич, И. Гофферт. Прикоснуться к этой стороне железной дороги можно в зале «Мостостроения».