11:06
95 лет со дня рождения Николая Семеновича Конарева

19 января этого года исполняется 95 лет со дня рождения Николая Семеновича Конарева, академика, вице-президента Академии транспорта России, почетного президента Международной академии транспорта, министра путей сообщения СССР, профессора, доктора технических наук.

Семья выдающегося министра путей сообщения сделала уникальный дар музею – передала почти 1500 предметов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности легендарного железнодорожника. В течении двух последних лет вдова министра Тамара Михайловна Конарева передавала сотрудникам ЦМЖТ РФ семейные реликвии: форменный китель, личные вещи и  награды, фотографии, документы, памятные сувениры и в том числе уникальные настенные панно на металле художника-монументалиста, скульптора Зураба Церетели.  Из Москвы в Петербург были бережно доставлены личный стол министра и предметы интерьера кабинета.  Уникальная библиотека, собранная  Н.С. Конаревым  будет интересна  не только исследователям истории железных дорог, но и культурологам:   редкие  альбомы по искусству, энциклопедии, путеводители, собрания сочинений имеют дарственные надписи авторов, известных российских политиков и деятелей искусства.

Николай Семенович Конарев родился в г. Сталино (ныне г. Донецк. Украина), детство прошло на Кубани и в Ставрополье. После окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта в 1949 г. Николай Конарев получил направление на работу на самую главную и решающую станцию Южной железной дороги – Основу. Затем его перевели заместителем начальника важнейшей на южном направлении станции Лозовая. Более 20 лет работы на разных должностях на Южной магистрали, в том числе 10 лет первым заместителем начальника дороги, оставили в памяти множество эпизодов, заставлявших здорово волноваться и порой становившихся поворотными моментами в его судьбе. Но никогда Николай Семенович не шел на компромиссы с начальством, если речь заходила о выполнении плана перевозок и безопасности движения. И еще трем важнейшим направлениям работы он уделял первостепенное внимание: строгому соблюдению графика движения, обеспечению устойчивого финансового положения и созданию нормальных бытовых условий для тружеников отрасли.

 Годы – с 1972 по 1976, в течение которых Николай Семёнович возглавлял Южную железную дорогу, стали для него наиболее плодотворными и знаковыми – здесь он во всей полноте проявил себя как талантливый, масштабно и по-государственному мыслящий руководитель, без остатка отдающий себя созиданию железнодорожного транспорта.

Под его руководством осуществляются масштабные планы технического перевооружения магистрали, внедрение новых, новаторских технологий организации перевозочного процесса, поистине революционные меры по развитию социальной сферы и социальной защите железнодорожников.

29 ноября 1982 г. Конарев назначен на должность министра путей сообщения СССР, почти 10 лет он возглавлял наиважнейшую отрасль народного хозяйства. По инициативе Н.С. Конарева была увеличена загрузка товарных вагонов, что позволило значительно повысить эффективность перевозок грузов. В 1988 г. отрасль достигла наивысших показателей не только в стране, но и в мировой практике, превзойдя в 2 раза по объёмам перевозок железные дороги США.

За время пребывания Н.С. Конарева на посту министра путей сообщения СССР в стране было введено в эксплуатацию 4300,3 км железных дорог.

В связи с разработкой новых месторождений нефти с 1983 по 1985 гг. построены участки: Сургут – Холмогорское месторождение, Холмогоры – Уренгой Северной железной дороги. Введены в эксплуатацию участки Тында – Дипкун, Тында – Ларба, Чара – Тында и Тында – Ургал Байкало-Амурской магистрали. Введённый в эксплуатацию участок Актогай – Саяк Среднеазиатской железной дороги позволил соединить отдаленные восточные районы Казахстана с центром республики. Одним из успешных проектов, реализованных Н.С. Конаревым совместно с министерством обороны СССР, было создание передвижных ракетных комплексов на железнодорожном ходу.

В 1986 г. участок Марабда – Ахалкалаки Закавказской железной дороги соединил Азербайджанскую и Грузинскую ССР с сетью железных дорог Турции, получив название «кавказское окно в Европу». В 1986-1987 гг. введены в эксплуатацию участки Ларба – Усть-Нюкжа, Нижнеангарск – Чара Байкало-Амурской магистрали. Участок Благодарная – Буденновск Северо-Кавказской железной дороги позволил значительно разгрузить грузовое направление и способствовал развитию судоходства по Невинномысскому каналу. С 1982 по 1991 г. в СССР электрифицировано 8910,7 км железных дорог: Забайкальская железная дорога – 712 км, Западно-Сибирская железная дорога – 135,7 км, Байкало-Амурская магистраль – 1382 км.

8 мая 1991 г. Н.С. Конарев ушёл с поста министра путей сообщения СССР и возглавил закрытое внешнеэкономическое акционерное общество «Интертранс», пользовавшееся репутацией надёжного партнёра как в России, так и за рубежом.

С 1997 по 2007 г. – сопредседатель Российско-Иранской правительственной комиссии, президент Общества дружбы Россия – Финляндия, член Президиума Международной Ассоциации железнодорожных конгрессов.

В 1999 г. Н.С. Конареву присвоено звание «Почетный гражданин города Харькова». По его инициативе и при непосредственном участии в Харькове были построены: метрополитен, спортивный дворец и плавательный комплекс олимпийского уровня, 40-километровая трамвайная линия в Салтовский жилой массив, восстановлен Кузинский путепровод, психоневрологический комплекс в Померках и хирургический комплекс в Залютино.

Н.С. Конарев всегда успешно совмещал производственную деятельность с научной работой, он автор более 50 научных трудов, посвящённых комплексным технологиям железнодорожных перевозок. В 1985 г. под редакцией Н.С. Конарева вышел исторический научный труд «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941- 1845 гг.», в 1994 г. – энциклопедия «Железнодорожный транспорт».

Николай Семенович Конарев награжден: орденами Ленина (16.01.1987), Октябрьской Революции (28.02.1974), двумя орденами Трудового Красного Знамени (04.08.1966; 04.05.1971), орденом Дружбы народов (22.01.1982), знаками «Почетный железнодорожник», «Почетный работник морского флота», «Шахтерская слава» трех степеней.

18 января 2007 г. Н.С. Конареву за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта и многолетний добросовестный труд объявлена Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Имя Конарева увековечено на Аллее славы стадиона «РЖД Арена». В 2006 г. фирменный пассажирский поезд Москва — Харьков получил название «Николай Конарев», в 2011 г. имя «NIKOLAY KONAREV» присвоили парому группы компаний АнРуссТранс, введенному в эксплуатацию в 1973 г., который осуществлял регулярные международные и внутрироссийские морские перевозки грузов.

Просмотров: 490 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея