11:43
Дневник начальника экспедиции инженера А.М. Кошурникова

В фондах библиотеки Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации хранится редкая книга «Дневник начальника экспедиции инженера А.М. Кошурникова». Издание 1959 года, опубликовано ограниченным тиражом 150 экземпляров. Книга была подготовлена Сибирским Государственным проектно-изыскательским институтом «Сибгипротранс» и Томской конторой Желдорпроекта ГУЛЖДС МВД как образец ведения документов руководителем изыскательской партии. В 1952 г. Сибгипротранс вновь приступил к проекту строительства конечного звена Южно-Сибирской магистрали, сложнейшего участка, проходящего через Саяны в Восточную Сибирь. В 1958 году строительство железнодорожной линии Абакан – Тайшет было объявлено Всесоюзной ударной стройкой.


Впервые об этом проекте вопрос был поднят еще в 1930-е годы. Изыскательские работы не прекращались и в годы Великой Отечественной войны. В суровом 1942 году Сибгипротранс по заданию правительства приступил к разработке проекта железнодорожной линии, соединяющей Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской. Руководство работами было поручено талантливому инженеру Александру Михайловичу Кошурникову. 5 октября 1942 года изыскательская партия А.М. Кошурникова вышла из поселка Верх-Гутара. Сначала двигались на оленях через таежные заросли, потом на плотах по стремительной горной реке Казыр, местами пешком целый месяц отряд продвигался вперед, намечая трассу будущей дороги. Изыскатели прошли 180 км, 3 ноября экспедиция трагически прервалась. Все детали похода и продельной работы стали известны благодаря дневнику А.М. Кошурникова , найденному через год на месте гибели.


В этой книге впервые были опубликованы все страницы дневника и несколько писем родным. Дневник А.М. Кошурников единственный документ свидетельства мужества. Линия фронта для сибирских изыскателей проходила в безлюдных непроходимых Саянах. Подлинник дневника хранится в Государственном музее современной истории России.


Сибгипротранс увековечил имена А.М. Кошурникова и его товарищей А.Д. Журавлев, К.А. Стофато навечно занеся в списки сотрудников. В 1963 году группа инженеров повторила маршрут А.М. Кошурникова, в институте был открыт музей. Их именами названы станции линии Абакан-Тайшет, улицы в сибирских городах и поселках, установлены памятники и мемориальные доски.

Фотографии первопроходцев были в каждой палатке и вагончике строителей трассы, вдохновляя их на новые трудовые подвиги.


Молодые строители железнодорожной линии Абакан-Тайшет нарекли дорогу «Трассой мужества». 20 декабря 1965 года трасса была введена в эксплуатацию. К этой дате в нашем музее была подготовлена выставка, которая представила уникальные документы из фондов ЦМЖТ РФ, в том числе и книга, рассказавшая о подвиге изыскателей.

Просмотров: 215 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея