10:55
Фотографии Елены Лукиничны Мрозовской в ЦМЖТ РФ

19 августа отмечается Всемирный день фотографии. Сегодня мы расскажем о работах Елены Лукиничны Мрозовской, фотографии которой хранятся в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта России.
Мрозовская – первая женщина-фотограф, выдающаяся отечественная «художница светописи», первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории, основательница собственной художественно-фотографической мастерской.

Окончила фотографические курсы V Отдела светописи при Русском техническом обществе, сразу после них получила специализированное образование в Париже у известного мастера фотоискусства Феликса Надара. С 1897 года Елена занимала пост члена Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. Она автор большого числа портретов известных артистов, художников и литераторов, снимала спектакли театра В.Ф. Комиссаржевской и Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце. Также участвовала во многих международных выставках, среди них: Международная выставка в Стокгольме (1897 год, бронзовая медаль), V выставка V Отдела Императорского Русского технического общества (1898 год, малая серебряная медаль Министерства финансов), Всемирная выставка в Париже (1900 год, серебряная медаль), Первая выставка журнала «Фотографические новости» в Петербурге (1911 год).

Удивительная групповая фотография Е.Л. Мрозовской «Начальствующий состав Министерства путей сообщения» из фондов ЦМЖТ РФ ярко отражает авторский подход фотохудожницы к созданию портрета. Елена Лукинична стремилась придать своим работам живость, передать индивидуальную мимику и пластику, присущие каждому портретируемому. Фотографии Мрозовской были близки пиктореализму – попытке придать фотографии живописный эффект случайности, приблизив ее к живописи. Известный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский в статье, посвященной пятнадцатилетнему юбилею деятельности Елены Лукиничны, писал о ней так: «В основание работы Мрозовской положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мёртвого застывшего лица».

И действительно, непринужденная обстановка фотоснимка Мрозовской «Начальствующий состав Министерства путей сообщения» позволяет раскрыть характеры персонажей и заставляет проникнуться симпатией к каждому запечатлённому на снимке. Центром композиции стал добродушно осматривающий собравшихся министр путей сообщения Николай Константинович Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус (1846-1911). Мрозовской удалось подсветить особенности характера каждого члена Министерства путей сообщения и передать царящую в их обществе атмосферу взаимного уважения.

Просмотров: 248 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея