16:22
История коллекции музея мостов

Музей мостов является филиалом Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, старейшего научно-технического музея в мире.

Ценность коллекции многогранна. Она имеет глубокое научное, историческое, учебно-техническое, мемориальное и культурное значение. Многие модели являются редкими образцами прикладного искусства ХIХ в.

Самая ранняя модель проекта первого моста через Неву швейцарского инженера Альдона относится к 1762 г., о чем свидетельствует первый каталог музея, выпущенный в 1862 г. под редакцией профессора строительной механики капитана Корпуса инженеров путей сообщения Н.М. Соколова. Модель изготовлена на 10 лет раньше известных моделей Кулибина и предана в музей из Кунсткамеры Академии наук. Данные о модели, представленные на международной конференции в Русском географическом обществе, явились открытием в историографии европейского мостостроения и стали предметом дальнейших научных исследований в этой области.

Огромное значение Музей мостов имеет для нашего города, мосты которого являются символами Санкт-Петербурга и олицетворяют историю отечественного мостостроения. Большая часть петербургских мостов – объекты всемирного культурного наследия В коллекции музея 19 моделей петербургских мостов ХIХ – начала ХХ в., (5-я часть коллекции),  причем многие из которых уже не сохранились и судить о них можно только по нашим историческим моделям, таким как  модель Египетского и Пантелеймоновского мостов.  Жемчужиной коллекции является действующая модель Николаевского (Благовещенского) моста с разводным пролетом, построенного по проекту С.В.Кербедза в 1850 г.  Изготовление модели длилось 12 лет – в 1,5 раза дольше, чем постройка самого моста. (ИКИПС, мастер Кедров, бронзовых дел мастер Матвеев, мастер Келер). В 1858 г. П.П.Мельников и С.В.Кербедз за многогранную инженерную и научную деятельность были избраны почетными членами Петербургской Академии наук. П.П.Мельников и С.В.Кербедз стали первыми инженерами в России, которые были удостоены звания академиков.

В музее хранится модель Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве, построенного по проекту британского инженера Чарльза Виньоля. изготовленная в 1854 г. лучшими ювелирами Лондона в подарок императору Николаю I – основателю железных дорог России. Другая уникальная модель арочного моста Московской Окружной дороги выполнена в 1909 г., к 100-летию Института ювелирной фирмой Хлебников, сыновья и Ко, которая являлась  поставщиком «Двора Его Императорского Величества».

С началом постройки железных дорог начался поиск новых решений мостовых конструкций. 1 ноября 1851 г. состоялось открытие первой магистрали страны Санкт-Петербург – Москва, построенной по проекту и под руководством П.П.Мельникова, впоследствии первого министра путей сообщения. П.П.Мельников. Сочетая научную и практическую деятельность, он заложил основы отечественной транспортной науки. При строительстве С.-Петербурго-Московской железной дороги было построено 184 моста, среди них знаменитый Веребьинский мост с решетчатыми фермами Гау-Журавского. Автор проекта – ученик Мельникова,выдающийся русский мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский. Он сделал расчет мостовых конструкций, который лег в основу мирового мостостроения, за что в 1855 г.  он был удостоен Демидовской премии Академия наук.

Необходимо отметить и мемориально-культурное значение коллекции. Например, мост через Ложитовский ручей, модель которого хранится в музее, построен в 1820-е гг. по проекту А.Я. Фабра, а руководил работами инженер путей сообщения А.Ф. Львова.  Алексей Федорович Львов впоследствии стал директором Придворной певческой капеллы, история хранит его имя, как   автор музыки к гимну России «Боже, Царя храни».

Прекрасным дополнениям к моделям мостов являются произведения живописи и графики ХIХ- начала ХХ в. из собрания музея. Это акварели самых выдающихся мостов России из отчета МПС за 1855-1880 гг., созданные в честь 25-летия царствования императора Александра II, акварели с чертежами мостов Средне-Сибирской железной дороги 1893-1898 гг., (участок Великого Сибирского пути), которые экспонировались на Всемирной выставке в Париже 1900 г. и портретная галерея руководителей ведомства путей сообщения за весь период его существования, включая прижизненные портреты принца Ольденбургского, герцога Вюртембергского, А.А. Бетанкура, П.П.Мельникова.

Просмотров: 2875 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Людмила  
0
Очень понравился музей! Были в музее в начале августа. Нам повезло! Замечательный экскурсовод Ирина Августовна провела для нас очень интересную и увлекательную экскурсию. Чувствуется, что человек влюблен в свое дело! Остались потрясающие впечатления! Всем рекомендую!

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея