10:09
Модель газотурбовоза ГТ101-001

Центральный музей железнодорожного транспорта располагает интересным для изучения экспонатом – моделью газотурбовоза ГТ101-001.

Во второй половине 50-х годов продолжался поиск новых видов локомотивов, которые пришли бы на смену устаревшим паровозам. Помимо получивших широкое применение электровозов постоянного тока и магистральных тепловозов с электрической передачей учёные разрабатывают проекты новых магистральных тепловозов с гидравлической передачей и электровозов переменного тока. Одним из принципиально новых локомотивов становится газотурбовоз.

Принцип работы газотурбовоза заключается в том, что жидкое топливо сжигается в камере сгорания и образовавшиеся газы направляются на турбину. Под воздействием газов турбина приходит во вращение и передает свою энергию движущим колёсным парам.

С 1954 года велось проектирование газотурбовозов Г1-01 и ГП1. На основании этих разработок в 1956 году было начато создание газотурбовоза ГТ101-001. Силовая установка локомотива состояла из газовой турбины и свободно-поршневого генератора газов (СПГГ). Для снижения веса было принято решение заменить электрическую передачу гидравлической. Газовая турбина устанавливалась в центре кузова, четыре СПГГ – около боковых стенок. Каждая секция тепловоза имела две трёхосные тележки. Мощность газотурбовоза составляла 3000 л.с. Максимальная скорость 100 км/час.

Первая секция тепловоза была построена на Луганском тепловозостроительном заводе в 1960 году. Первый рейс был совершён в июле 1961 года. В октябре газотурбовоз демонстрировался на выставке локомотивов на Рижском вокзале в Москве. В связи с обнаружившимися недостатками в работе в 1962-1965 годах газотурбовоз проходил стендовые и наладочные испытания. Опытная работа с грузовыми поездами началась только в конце 1965 года.

К 1970 году стало понятно, что газотурбовозы проигрывают по многим параметрам электровозам и тепловозам, поэтому от работ по их развитию отказались. В начале XXI века в результате совершенствования газотурбинных двигателей вновь появилась возможность проектировать газотурбовозы. В 2008 году локомотив ГТ1-001 провёл грузовой состав на участке Кинель – Жигулёвское Море Куйбышевской железной дороги. Он демонстрировался на выставке «Иннотранс-2008» в Берлине.

Модель газотурбовоза ГТ101-001, которую посетители могут осмотреть в экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта России, была изготовлена на фабрике наглядных пособий МПС СССР. В музей она поступила в 1962 году.

Просмотров: 149 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Июль 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея