17:27
МОСТЫ И ИХ ИСТОРИИ // ПЕРЕПРАВЫ, СПРОЕКТИРОВАННЫЕ П.П. БАЗЕНОМ

Продолжаем рассказывать вам о личности П.П. Базена в деталях и примерах.

В 1770-е гг. начиналась история одного из значительных гидротехнических искусственных сооружений Санкт-Петербурга — Обводного канала. Первоначально он должен был выполнять функции границы города (городского вала). Позже строился как водная магистраль, соединяющая Неву с Финским заливом, по которой в обход центра Санкт-Петербурга транспортировались грузы. Мосты через канал сооружались из разного материала: деревянные, каменные, чугунные. Архитектурный облик сооружений был прост, однако, строительству сопутствовали новые инженерные решения.


Весной 1816 г. Петр Петрович Базен был назначен «к занятиям Комитета строений и гидравлических работ» и, почти одновременно, «директором работ Обводного канала». К сооружению Обводного канала инженер полковник Базен присоединился на третьем этапе, часть канала уже построили. Под его руководством возводились необходимые для связи города мосты через Обводный канал.

В Музее мостов экспонируется «Модель деревянного трехпролетного моста с пролетными строениями подкосной системы на каменных устоях и деревянных быках». Мост длиной около 40 м построили через Обводный канал по проекту инженера Базена. Модель была выполнена в масштабе 1:42 в 1830-е гг. в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения. Она дает представление о новой технологии сооружения опор. В «Описании моделей музеума», составленном капитаном Н. Соколовым в 1862 г. отмечено: «На этой модели обращают на себя внимание быки. Они состоят...из одного ряда свай; по части свай которые при перемене уровня воды, то покрываются водою то обнажаются — заменены чугунными колоннами. Подобным устройством избегается быстрое гниение частей быков находящихся между переменными горизонтами воды».

В начале XIX в. в Санкт-Петербурге строилось много деревянных мостов. Они чаще всего выполнялись «традиционной подкосной конструкции». После сооружения деревянного арочного Каменоостровского моста в Санкт-Петербурге в 1813 г. по проекту Августина Бетанкура, в России получила распространение эта новая конструкция.


На Обводном канале также имелись примеры деревянных мостов арочной конструкции. В Музее мостов экспонируется «Модель моста через речку Монастырку у Обводного канала в г. Санкт-Петербурге», выполненная в 1833 г. Этот деревянный трехпролетный мост со средним арочным пролетом и двумя боковыми полуарками на каменных устоях был построен в 1830-е гг. по проекту П.П. Базена.

Наиболее интересной, среди мостов через Обводный канал, была конструкция каменного арочного моста-акведука в Ямской слободе. В 1718-1725 гг. от речки Лиги до бассейнов в район нынешней ул. Некрасова прорыли Лиговский канал для подачи воды к фонтанам Летнего сада. В 1816-1821 гг. при строительстве Обводного канала пришлось решать проблему проведения двух «водных дорог» — Лиговского и Обводного каналов, в разных уровнях. Расчетом свода водопроводного моста в 1818 г. занимался П.П. Базен, а в 1817-1820 гг. руководил работами по сооружению. Инженер Базен спроектировал необычное для Санкт-Петербурга сооружение — однопролетный водопроводный мост (мост-акведук) длиной 25,6 м для пропуска вод Лиговского канала над Обводным каналом. Отверстие моста перекрывалось очень пологим гранитным сводом с деревянными водопроводными руслами для пропуска Лиговского канала.

Модель моста-акведука выполнили в 1820-е гг. из дерева в масштабе 1:56 в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения. На модели закреплены две памятные медные таблички с надписью на русском и французском языке: «Мост водопроводный построенный на Обводном канале. Модель выполнена в мастерских Института по приказу его королевского высочества герцога Александра Вюртембергского». В то время Александр Виртембергский возглавлял Главное управление путей сообщения и уделял внимание сохранению истории сооружений в моделях, выделяя на это немалые средства.


К 1834 г. Обводный канал, открытый для судоходства, стал южной границей города, его длина составила 10,6 км, ширина более 20 м. К середине XIX в. Лиговский канал пришел в запустение и постепенно его засыпали, а мосты реконструировали. Срок службы мостов деревянных составлял не более 30 лет, каменные и чугунные могли служить значительно дольше. Но, мост-акведук в 1846-1848 гг., в связи с проблемами конструкции (свод начал проседать), перестроил инженер путей сообщения А.Н. Ераков. История мостов на Обводном канале в первой половине XIX в. сохранилась в музейных моделях.

Просмотров: 466 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея