22:01
МОСТЫ, СПРОЕКТИРОВАННЫЕ ИНЖЕНЕРОМ П.П. БАЗЕНОМ

В 1810 г., после переговоров двух императоров Александра I и Наполеона, в Россию были командированы четыре французских инженера-политехника: Александр Фабр, Пьер Доминик Базен, Шарль Потье, Морис Дестрем. Они были приняты на службу в Корпус инженеров путей сообщения. Проводимая в России реформа транспортной отрасли, введение инженерного образования, строительства каналов, мостов, дорог — все это стало их судьбой.

Подполковник Пьер Доминик (в России - Петр Петрович) Базен в 24 года, обладая «страстной жаждой знаний», являясь механиком, математиком, строителем, педагогом успешно продвигался по службе. Через 6 лет он уже полковник, а еще через четыре года — генерал-майор и начальник I (Петербургского) округа путей сообщения, с 1824 г. директор Института Корпуса инженеров путей сообщения, с 1830 г. генерал-лейтенант.


На посту начальника Петербургского округа (1820-1824) Петр Петрович Базен отвечал за транспортные артерии, по которым снабжалась столица Российской империи. Путь снабжения включал в себя Ладожский канал, построенный во времена императора Петра I. К началу XIX в. он не отвечал условиям судоходства. Реконструкцию канала, постройку шлюзов, моста через канал в Шлиссельбурге курировал начальник округа. Он лично занимался составлением проектов новых шлюзов и моста.

При реконструкции шлюзов на Староладожском канале, работая в тесном контакте с инспектором Института Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) Августином Бетанкуром, Базен разработал теорию шлюзов со сберегательными бассейнами. Эта работа стала одним из крупнейших научных достижений инженера.

Ладожский канал разделял город Шлиссельбург и требовалось сооружение моста. В 1824-1830 гг. в Шлиссельбурге через Ладожский канал по проекту П.П. Базена построили деревянный двухпролетный мост с двумя разводными пролетами. Существенной особенностью конструкции моста были его опоры в виде монолитных колонн из гранита. Строили мост русские специалисты — инженеры, подготовленные Институтом Корпуса инженеров путей сообщения, капитаны П.И. Лавров и Н.И. Богданов. Шлиссельбургские шлюзы «по своей композиции, монументальности и красоте сразу же стали непревзойденным памятником гидравлической архитектуры эпохи классицизма», а мост на колоннах «редчайшим примером непосредственного применения ордера в гидротехническом сооружении».

В 1829 г. при Институте Корпуса инженеров путей сообщения капитан Брюн организовал модельные мастерские. Среди первых моделей, выполненных в мастерских, стала модель подъемного моста Шлиссельбурсгких шлюзов, в связи с тем, что «устроение таковых моделей весьма полезным для инженеров в институте Корпуса путей сообщения обучающихся». Приказом главноуправляющего путями сообщения Александра Виртембергского по смете на изготовление модели было выделено 539р. 10к. В июне 1830 г. изготовили модель шлиссельбургского моста в масштабе 1:28 из металла и дерева, с имитацией каменных частей с помощью краски. Заключение по качеству выполнения дали инженеры путей сообщения капитаны Стремоухов и Андриянов: «… во всех частях — как в измерениях так и в самой фигуре, согласно отделки частей весьма тщательной».

До настоящего времени в Шлиссельбурге сохранился мост через Староладожский канал, однако уже без декора и разводных конструкций XIX века. В 2012 г. модель моста через устье Староладожского канала в Шлиссельбурге, выполненная в 1830 г., получила статус «Памятника наука и техники». В настоящее время модель экспонируется в филиале ФГБУК ЦМЖТ России Музее мостов.

В 1816 г. А.А.Бетанкур организовал Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Инженер Базен состоял членом, а с 1824 г. председателем Комитета. Он участвовал в работах на Обводном канале, с его именем связана история целого ряда петербургских мостов, сооружение Московского шоссе. В экспозиции Музея мостов представлены 10 моделей, автором проекта которых был французский инженер Пьер Доминик Базен, более 25 лет проcлуживший России.

Использованная литература.
1. Соколов Н. Описание моделей музеума. СПб., 1862 г., с.35
2. Иллюстрированный каталог музея Ведомства путей сообщения. СПб., 1902 г. с.7
3. Николаи Л.Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. СПб., 1898 г., с.49-50
4. ЦГИА СПб ф381 оп13 д313, 1829-1830 гг.
5.Д.Ю.Гузевич. И.Д.Гузевич Петр Петрович Базен. СПб., 1995 г. 6.Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта 1809-1959 гг. Под ред. И.В.Вевиоровского, М.И.Воронина, П.Л.Клауза и др. М., 1960 г. с.31

Биографические данные П.П.Базена в статье по книге Д.Ю.Гузевич. И.Д.Гузевич Петр Петрович Базен. СПб., 1995 г.


#МузейОнлайн
#музеймостов #цмжт #железнодорожныймузей
#railwaymuseum

Просмотров: 540 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея