21:23
Музей – дело государственной важности

26 сентября Центральный музей железнодорожного транспорта Росси отмечает свой день рождения. Главное здание старейшего в мире научно-технического музея – прекрасный особняк, построенный в стиле неоклассицизма на Садовой улице, 50, утопающий в зелени вековых дубов. Он знаком с детства всем жителям Санкт-Петербурга. За тяжелыми старинными дверями открывается волшебный мир истории железных дорог России: бежит электричка, разводятся мосты, двигается паровая машина, подаются сигналы настоящим станционным колоколом! Интересно, что созданию этого чудесного мира, хранящего историю железных дорог России, мы обязаны серьезным государственным мужам, которые еще в ХIХ веке озаботились важностью музейного дела в ведомстве путей сообщения.
В 1896 году, в день столетия со дня рождения императора Николая I, министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков предложил основать в Петербурге музей ведомства путей сообщения «для различных моделей, сооружений, снарядов и машин» с присвоением ему имени основателя железных дорог в России.

В создаваемый музей стали поступать модели и подлинные предметы от учреждений МПС, казенных и частных железных дорог, в том числе экспонаты ХVII отдела Всероссийской Нижегородской промышленной выставки 1896 года и Всемирной выставки в Париже 1900 года.
2 июня 1901 года в присутствии министра путей сообщения состоялась закладка нынешнего здания музея, производство работ возложили на архитектора Управления домами Министерства путей сообщения Петра Станиславовича Купинского. 6 декабря 1902 года состоялось освещение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I.

Музей состоял из двух отделов: железных дорог и водных и шоссейных путей сообщения. Большое внимание привлекала модель паровоза с тендером в 1/6 натуральной величины, изготовленная в 1875 году по инициативе князя Хилкова в Конотопских мастерских Курско-Киевской железной дороги. Эта модель и сегодня украшает зал истории подвижного состава ХIХ века. В этом же разделе помещались модели мостовых сооружений и железнодорожных устройств европейской части России и Сибири.

В ведении Главного управления путями сообщения и публичными зданиями до 1864 года находилась и гражданская строительная часть, поэтому в залах музея были собраны модели важнейших сооружений Санкт-Петербурга: Исаакиевского собора, устройства перекрытий Георгиевского зала в Зимнем дворце, купола Троицкого собора, шпиля Петропавловской крепости.

28 февраля 1903 года в 4 часа дня музей посетил император Николай II. После посещения он пожаловал музею из императорских дворцов письменный стол, кресло, чернильницу, которыми пользовался Николай I, и ряд моделей, в том числе и модель паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной надписью «С.И.Кербедз». В ознаменование посещения музея Николаем II на площадке парадной лестницы была установлена мраморная доска с надписью «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович 28 февраля 1903 года изволил посетить Музей ведомства путей сообщения имени Императора Николая I».

Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации является единственным государственным музеем отрасли, продолжая сохранять и приумножать историческое наследие железных дорог России. На открытии новой экспозиции «МПС на Всемирной выставке в Париже 1900 г.» директор музея В.И.Мителенко сказал: «Музей – это дело государственной важности. Только активное привлечение внимания молодежи к истории железных дорог, как неотъемлемой части истории России, формирование значимого отношения к достижениям в области инженерного искусства предшествующих поколений, может воспитать инженеров путей сообщения, достойных этого высокого звания».

Просмотров: 149 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея