16:15
МУЗЕЙНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ // ПУТЬ В РЕСТАВРАЦИЮ // ЧАСТЬ I

Модели сложнейших технических конструкций из материалов двухсотлетней давности, предметы, дошедшие до наших времен в единственном экземпляре - как сохранить эти величайшие шедевры для следующих поколений?

Реставраторы — люди, которые восстанавливают экспонаты, имеющие огромную историческую и культурную ценность: именно от их знаний и профессионализма зависит, смогут ли технические раритеты, имеющие статус мирового наследия , увидеть наши потомки. Игорь Викторович Куршин — реставратор с огромным опытом, человек, прикасающийся к очень хрупким предметам, ежедневно заботится о том, чтобы модели, созданные знаменитейшими мастерами, оставались в сохранности в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ.

— Игорь Викторович, расскажите немного о себе, как вы выбрали столь необычную профессию?

Мой путь в реставрацию был довольно извилист. С детства мне очень нравилось дерево: рассматривать его, строгать ножиком, выжигать лупой узоры. В школьные годы я частенько оставался после уроков в мастерских и делал для мамы прялку или какую-нибудь полочку, «трудовику» помогал. Окончив школу, пошел учиться на столяра в училище. И всю жизнь, так или иначе, я занимался деревом – профессионально или в качестве хобби. Сколько себя помню, мне всегда нравились старинные вещи — бабушкины сундуки… Я возился и играл в них в раннем детстве, мне было невероятно интересно раскапывать в их глубинах «сокровища» — старинные коробочки от чая или конфет, какие-то невероятные книги, журналы или позеленевшие медные монеты. Манящий запах нафталина, утонченный аромат высохших духов в дивных флакончиках, таинственные, даже запретные, иконы и аромат мирра и ладана… Я как сейчас помню эти запахи. Когда чуть подрос, добрался и до бабушкиного патефона — в моих воспоминаниях до сих пор остается летний сад с яблонями и вишней и шипящая потрескивающая мелодия «Рио-рита», «В парке Чаир», и самая любимая – музыка для слоуфокс — «Домовой».

— Наверное, тогда и родилась тяга спасти, очистить, отремонтировать старую вещь?

Когда я переехал жить в Санкт-Петербург, у меня даже сомнений не было, чем заниматься. Только реставрация! Мне повезло сразу попасть в «Геридон»: это удивительная мастерская с высококлассными мастерами и дружным талантливым коллективом. Именно там я учился азам реставрации. Искренне благодарен за этот опыт коллегам и директору Даниилу Васильеву!

Потом была другая интересная работа в мастерской «Готланд», где мне удалось прикоснуться к сокровищам Большого Кремлевского Дворца…Тогда же в Реставрационном колледже, что на улице Морской пехоты, подтянув теорию, я получил официальный статус и квалификацию художника-реставратора произведений из дерева.

С таким «багажом» и рекомендациями старых мастеров-реставраторов, с которыми мне довелось познакомиться, поработать (а с некоторыми и подружиться), мне посчастливилось начать работу в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости.

Должен сказать, что по сложившейся традиции и в силу специфики, в музей нельзя прийти «с улицы». Нужны репутация, опыт и знания. Ведь практически каждый сотрудник музея соприкасается с уникальными предметами, у которых нет срока хранения, а значит, прикасается к вечности! Возможно, со стороны это звучит пафосно, но степень ответственности действительно чрезвычайно высока. Ибо мы обязаны сохранить наследие предков и передать его потомкам!

Итак, проработав в «Петропавловке» почти 10 лет, я перешел в наш Центральный музей железнодорожного транспорта, где и поныне тружусь.

— Как проходит рабочий день реставратора? Экспонаты музея требуют Вашего внимания ежедневно или их готовят только специально под открытие выставок?

Конечно, есть определенный план, но всегда неожиданно появляется какой-то аврал: посетитель повредил экспонат, нужно что-то куда-то переместить, что-то поправить — ведь зданию больше сотни лет. Как правило, у меня в работе находится несколько предметов на разной стадии реставрации, это позволяет немного ускорить процесс. Пока на одном, например, что-то клеится или сохнет, другой проходит фотофиксацию, третий лежит в стороне, и я обдумываю подход, приспособление или какое-то решение для его восстановления. Регулярно осматриваю экспонаты, находящиеся в экспозиции, и небольшие срочные «ремонтные» мероприятия провожу на месте. Реставрация — очень широкий спектр разных видов работ: это и расчистка, и обеспыливание, и консервация музейных предметов. Довольно много времени занимает работа с документами. Работа обычно делится на плановую (когда под запланированную выставку готовят отобранные заранее экспонаты) и срочную (когда обнаруживается предмет в аварийном состоянии и возникает угроза его утраты).

/Продолжение следует/

Просмотров: 352 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея