11:10
Онлайн-лекции музея для университетов

     Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации в рамках проекта «Стальные магистрали – душа России» разработал цикл онлайн лекций по истории становления и развития железнодорожного транспорта: «У истоков стальных магистралей. Царскосельская железная дорога», «Санкт-Петербурго – Московская железная дорога – первая магистраль России», «Великий Сибирский путь», «История транспортного образования в России».

         В основе лекций лежат научные исследования сотрудников музея, проиллюстрированные изображениями подлинных предметов музея, имеющего более, чем 200-летнюю историю.

 В 2021 году цикл лекций был прочитан для студентов и преподавателей Уральского, Самарского и Дальневосточного государственных университетов путей сообщений, а также для сотрудников Росжелдор. Всего виртуальные лекции-экскурсии прослушали более 2000 человек.

Сегодня прошла первая лекция для Иркутского государственного университета путей сообщения. Авторскую лекцию «У истоков стальных магистралей. Царскосельская железная дорога» разработала и прочитала заместитель директора по научной работе Ласточкина Людмила Михайловна.

Слушатели смогли познакомиться с коллекцией музейных предметов, отражающих историю Царскосельской железной дороги. Особое место в коллекции занимает модель паровоза «Проворный» – она была изготовлена в 1839 году, когда настоящий «Проворный» еще курсировал между Петербургом и Царским Селом и является старейшей технической моделью паровоза в мире. «Модель в масштабе 1:4 изготовили студенты Петербургского технологического института: Вазинский, Белли и Бевад», указано в статье Б.В.Януша «Паровоз первой железной дороги», опубликованной в книге «Памятники науки и техники в музеях России», изданной в 1992 году Государственным политехническим музеем. Паровоз «Проворный», модель которого можно увидеть в нашем музее, был построен в Англии на заводе Р.Стефенсон и Ко. Паровоз имел вес 17, 6 тонн, мощность146 л.с., развивал максимальную скорость 60км/час. «Проворный» проработал на Царскосельской железной дороге 19 лет.

В музее хранится коллекция подлинных билетов Царскосельской железной дороги. В нее входит касса с первыми латунными билетами «карета» и «линейка»,  которые применялись на дороге со дня ее открытия до 1860 года, включающая 600 единиц хранения, контрамарки I-го, II-го и III-го места двора «Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича» и  двора «Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича» для проезда по Царскосельской железной дороге 1857 года, служебный билет для свободного проезда по Царскосельской железной дороге I класса. 1886 года.

Памятниками науки и техники I ранга являются два подлинных двухциферблатных стрелочных телеграфных аппарата Б.С.Якоби, разработанных в 1843 году. Они характеризуют начало принципиально нового этапа в развитии телеграфии – применение принципа синхронно-синфазного действия. Интересно, что эти новейшие образцы прогрессивной техники ХIХ века, по сведениям из докладов профессора Б.С.Якоби на заседаниях Императорской академии наук, были изготовлены для «непосредственной службы его Императорскому Величеству». Они использовались для связи между кабинетами главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа П.А.Клейнмихеля (наб. р. Фонтанки, 115) и кабинетами императора Николая I в Зимнем дворце и в Александровском дворце Царского Села, где располагалась летняя царская резиденция. Именно по этим аппаратам передавались в том числе и наиболее важные сведения об эксплуатации первой – Царскосельской и строительстве второй – Варшаво-Венской железных дорог России. В настоящее время аппараты находятся в постоянной экспозиции музея.

Уникальна рукописная «Книга приказов по Царскосельской железной дороге» середины ХIХ века.  В ней собранно и скреплено печатью за подписью секретаря правления Общества Царскосельской железной дороги 85 приказов за 1855 год, 117 – за 1856 год и 112 – за 1857 год, касающихся всех сфер деятельности дороги.

         Лекции, направленные на интеллектуальное воспитание будущих инженеров путей сообщения, расширение знаний истории железнодорожного дела, помогают не только получить новые необходимые каждому инженеру путей сообщения знания по истории железнодорожной отрасли, но и виртуально посетить один из старейших научно-технических музея мира.

         Первую лекцию для ИрГУПС прослушали более 300 человек - преподаватели, студенты, сотрудники университета, а также его филиалов, находящихся в Чите, Красноярске и Улан-Удэ. Также лекцию слушали музеи и библиотеки Иркутска и других городов.

Просмотров: 264 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 kudrdimas  
0
Спасибо - очень интересно (я родился в Пушкине).
Лекцию можно послушать в записи (или почитать)?

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Февраль 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея