Главная » 2018 » Февраль » 19 » Подстаканник: знакомый и незнакомый
18:30
Подстаканник: знакомый и незнакомый

Сегодня, 19 февраля 2018 года, в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации открылась неординарная выставка «Подстаканник: знакомый и незнакомый», позволяющая погрузится в атмосферу романтики путешествия по железной дороге.

«Впервые за почти двухсотлетнюю историю наш музей решил обратиться к теме быта путешественников. Каждый человек в нашей стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай, поездку невозможно представить без подстаканника» - отметил во вступительной речи директор ЦМЖТ РФ Владимир Мителенко.

О процессе создания проекта рассказал заместитель директора музея Олег Ильин. Он подчеркнул, что выставка не смогла бы состояться без поддержки партнеров, которые предоставили свои коллекции для экспозиции.

Смену времен года в этом путешествии помогают осуществить необычные работы архитектурно-художественной мастерской «Архтема». Сам автор, Артемий Родионов, поведал о значении этих композиций.

Сергей Петросян писатель, автор книг «Путешествие дилетанта», «Холодный город», «Терапия для янычара» на этот раз участвовал в проекте как коллекционер.

Он предоставил музею более семидесяти подстаканников конца XIX – начала XX, выполненных по технологии фраже (посеребренного гальваническим методом неблагородного металла) и мельхиора. Некоторые экземпляры покрыты серебром, некоторые сплавом этого драгоценного металла с другими, недрагоценными, некоторые никелем.

Метод серебрения, применявшийся фирмой Фраже, в наше время распространился и в названии предметов для сервировки стола, изготовленных в Польше на фабриках Норблина (Norblin & Co), Плевкевича (R. Plewkiewicz), Вернера (T. Werner), братьев Хеннеберг (Bracia Henneberg), братьев Бух (Bracia Buch) и других.

Также в экспозиции представлены подстаканники петербургского предприятия «Александр Кач», австрийского «Krupp» и французского «Christofle». Изделия немецкой фирмы WMF зачастую производились в Германии, а процесс гальванизации проходили на фабрике Плевкевича в Варшаве.

«В начале XX в. в России чайных было не меньше, чем рюмочных, любой разговор сопровождался распитием чая. Стеклянные стаканы в металлических подстаканниках успешно конкурировали с фарфором Кузнецова в таких заведениях. Подстаканник считался хорошим подарком на юбилей или день ангела. Те, кто был побогаче, приобретали изделия в стиле арт-нуво с настоящим серебрением, публика попроще довольствовалась медными, но популярны они были среди всех слоев общества. Это своего рода символ времени, они отражают настроение той эпохи», - отметил Сергей, представляя свою коллекцию.

На выставке представлены также подстаканники Вольнянского завода, который был основан в конце XIX века. На протяжении более 148 лет предприятие хранило уникальную технологию производства, созданную фабрикантом Й. Фраже, и продолжает воплощать её в жизнь и в настоящее время.

Центральный музей железнодорожного транспорта РФ в рамках выставки презентовал еще один новый проект «Дети музею». Его суть, что в том, что в действующую экспозицию и выставки включаются работы юных исследователей и моделистов.

Одним из сюрпризов открывшейся сегодня выставки стала неординарная работа Ульяны Андреевой, ученицы второго класса школы №531, благодаря которой, все гости смогли убедиться, что подстаканники стали использовать еще задолго до появленья железных дорог.

Музей добавил свои «изюминки», впервые продемонстрировав зрителю коллекцию станционных печей и ретираду. О назначении последней подробнее можно узнать, посетив музей.

Выставка о подстаканнике стала первой в проекте «Живая история», который расскажет о быте железных дорог и неординарных фактах. С историей подстаканника можно познакомиться до 20 марта 2018 года. А затем последует продолжение, но тему следующего проекта сотрудники музея пока держат в секрете.

Просмотров: 173 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: