12:33
Прорыв Блокады - первая большая победа Ленинграда

Сегодня отмечается знаменательная дата - ровно 80 лет назад свершилась первая большая победа Ленинграда.

18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озер.  Операция «Искра» стала переломным событием в ходе обороны города. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны.

Представить общую обстановку, сложившуюся под Ленинградом и в самом городе в 1943 году, можно, изучая исследования современных историков, опирающихся на архивные документы. «Прорыв блокады» -так называется одна из книг пятитомника «Ленинград.Война.Блокада», переданная в наш музей Эдуардом Львовичем Коршуновым, начальником научно-исследовательского отдела военной истории Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Данное издание можно изучить в Центре «Знаменосцы Победы» (Садовая, 55).

 В  томе, посвященном  прорыву блокады, опубликованы исследовательские статьи, раскрывающие малоизвестные стороны битвы за Ленинград: деятельность органов военного управления, роль артиллерийских научно-испытательных полигонов армии и флота, лечебно-эвакуационное обеспечение боевых действий, использование дымовых средств для маскировки важнейших объектов, химическая обработка зерна, поступающего в Ленинград, роль испанской «голубой дивизии» в блокаде Ленинграда, масштабы артиллерийских обстрелов города, воспроизведены редкие фотоматериалы из архивных музейных и личных фондов.

В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ к юбилейной дате выполнен интересный проект. В сенсорном тачстоле  впервые аккумулированы для свободного доступа уникальные материалы из фондов музея, в том числе личные архивы руководителей строительства железной дороги Поляны – Шлиссельбург. Впервые широкой публике будет продемонстрированы альбомы фотографий «Управление военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта. 1943 г.», «48-ая паровозная колонна Особого резерва НКПС», переданные в ФГБУК ЦМЖТ России участниками строительства железной дороги. Проект выполнен при поддержке Фонда «История Отечества» Российского исторического общества.  
В Центре «Знаменосцы Победы» запланированы концерты и экскурсии, состоится награждение победителей второго этапа регионального конкурса «Современный патриотический плакат».

Просмотров: 131 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея