15:29
ПУТЬ В РЕСТАВРАЦИЮ // ЧАСТЬ II

Часть I: https://vk.com/@cmrt1813-put-v-restavraciu

— Какие материалы сложнее всего поддаются реставрации: краски, металлы, дерево, бумага?

Наверное, здесь надо исходить не от материала, а от самого предмета. От сложности его конструкции, от набора использованных материалов, от их долговечности и сочетаемости. Чем больше различных «составов» использовано при изготовлении предмета, тем, как правило, он уязвимее и хрупче. Если исходить из материала, то самыми сложными в реставрации считаются естественнонаучные экспонаты — чучела, гербарии, препарированные насекомые, животные. Хотя там уже имеется накопленный многими специалистами опыт, отработаны методики и найдены реставрационные материалы. А вот с более современными предметами возникает проблема! Несколько лет назад мне пришлось реставрировать целлулоидных кукол (пупсы – помните?), возниклаугроза их утраты! Лопнувшие тельца, высохшие резинки-суставы, утраченные пальчики. И выяснилось, что нет методик реставрации, нет реставрационных материалов, да просто целлулоида не найти!!! Такая же история была с сервантом 1950-х годов: он из ДСП. Как реставрировать? Чем? Поэтому основное требование к реставрационным материалам — их обратимость, чтобы каждое действие с музейным предметом можно было обернуть назад. А, кроме того, при реставрации недопустимо применять материалы, не прошедшие испытание временем, а это хотя бы 10-15 лет наблюдений.

— Коллекции ЦМЖТ РФ больше двухсот лет, а ведь среди ее экспонатов – сложные инженерные конструкции. В каких областях необходимо быть специалистом, чтобы восстановить старинную техническую модель? Достаточно ли быть специалистом в узкой области или нужно обладать глубокими знаниями сразу в нескольких направлениях?

Я бы сказал так — лишних знаний и умений не бывает! Тем более в реставрации, где не бывает двухабсолютно одинаковых предметов и всегда есть нюансы. У меня несколько специальностей — культуролог, кино-фото оператор, слесарь нефтяного и газового оборудования, столяр, реставратор, художник-оформитель… и все они так или иначе пригождаются. Но нельзя объять необъятное: один человек не может знать и уметь все. Конечно, в нашем музее необходимы реставраторы различных направлений. При необходимости я консультируюсь с мастерами-коллегами из других музеев или обращаюсь в НИИР — основе и сокровищнице знаний о реставрации.

— Игорь Викторович, хранятся ли в музее экспонаты, которые невозможно отреставрировать даже с существующими на сегодняшний день технологиями?

Да, в нашем музее, как и в любом другом, есть музейные предметы, которые невозможно сейчас отреставрировать в силу различных причин. Основная проблема — это либо высокая стоимость реставрационного процесса и материалов, либо значительное время на их восстановление (часто до нескольких лет).

— Работа над реставрацией какого экспоната музея запомнилась Вам больше всего?

Мне сложно отметить какой-то отдельный экспонат,который я реставрировал в нашем музее: все они интересны, и у каждого своя «изюминка». Запомнилась работа при подготовке к открытию Музея мостов, когда в сжатые сроки нужно было решать множество абсолютно разных задач: от «реставрации» современных входных дверей (ведь не может же красивый новый музей открыватьсяобшарпанными непрезентабельными дверьми?) до распаковки, приведения в порядок после переезда шедевральных экспонатов в колоссальных количествах! Но все получилось красиво, и в городе появился новый интереснейший музей — Музей мостов!

— Игорь Викторович, порекомендуйте, пожалуйста, учебное заведение, где можно получить знания, необходимые для будущей работы реставратора.

Сейчас много различных учебных заведений обучают профессии реставратора. Нужно понимать, чему именно ты хочешь посвятить свою жизнь.Исходя из этого, искать учебное заведение,репутация которого в данном направлении несомненна. На мой профессиональный взглядлучших реставраторов тканей и золотного шитьяготовят в Суздальском художественно-реставрационном училище, реставраторов живописи— в «Репинке», стекла и металлов — в «Мухинке».

Самое главное — четко понимать: какое бы образование ты не получил, мастерство придет только в мастерской, и только лет через десять! В музеях работают только люди, беззаветно преданные своему делу!

Просмотров: 436 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея