11:56
Решетки Благовещенского моста

Решётки мостов Санкт-Петербурга – важная часть облика города. Строительство первого постоянного моста через Неву в 1842-1850 гг. стало большим испытанием не только для инженеров XIX века, но и для деятелей искусства. Так, архитектурный образ Благовещенского моста и в наши дни играет одну из главных ролей в ансамбле Университетской набережной. В процессе сооружения переправы решающим вопросом стал внешний вид решётки Невского, как он назывался в проекте, моста.

Рисунок чугунной решётки создал архитектор Н. Е. Ефимов в 1844 году. Художественное литьё не только мостовых оград, но и декоративных элементов архитектурных памятников Петербурга осуществлялось на чугунно-литейном заводе Чарльза Берда, где в 1848 году изготовили и решётку Благовещенского. Спустя 173 года после окончания строительства она до сих пор находится на переправе.

Изначально архитектор А. П. Брюллов создал два проекта в стиле классицизм. Главную роль в их композиции играли симметрично расположенные фигуры гиппокампов, а в центре был помещён трезубец. Второй вариант повторял рисунок решётки Аничкова моста, а в первом хвосты мифических существ были выполнены в виде изящной растительной вязи, меандр, обрамляющий фигуры, заменен на растительный орнамент.

В 1844 году Николай I утвердил более свободный первый вариант, однако широкие карнизы решетки А. П. Брюллова не позволили установить ограду с его рисунком – её вес превышал рассчитанную нагрузку более чем на четверть. В связи с этим было принято решение эскиз решётки переделать – изменить масштаб, упростить орнамент, уменьшить карниз, что и сделал архитектор Н. Е. Ефимов.
Теперь перильные ограждения моста представляли собой непрерывный ряд ажурных звеньев, вмонтированных между прозрачными орнаментальными стойками.
Заданная ещё А. П. Брюлловым морская тема получила дальнейшее развитие и совершенство. В вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен тонко исполненный орнамент, представляющий композицию аллегории водной стихии, в центре которой изображены символы моря: трезубец Нептуна в раковине. Симметрично расположенные с двух сторон гиппокампы с ластами вместо копытец, тела которых переходят в листья аканта, а хвосты раздваиваются, переходя в стебель аканта, заполняющий всё пространство рамы.
Таким образом, решётка Благовещенского моста – это пример того, как технические характеристики влияют на художественное оформление сооружения.

Просмотров: 129 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея