09:51
Вечер памяти Ивана Георгиевича Зубкова

     В рамках выставки «Стальной путь блокадного Ленинграда», которая проходит в Центре «Знаменосцы Победы» состоялся памятный вечер, посвященный Ивану Георгиевичу Зубкову. В мероприятии, организованном совместно с компанией АО «Метростой Северной столицы», приняли участие  ветераны, сотрудники   ЦМЖТ РФ и представители метростроя.  

Иван Георгиевич  Зубков родился 26 июля 1904 г. в городе Ессентуки Терской области в семье инженера путей сообщения. Окончил кадетский корпус, с 1919 г. работал подручным слесаря, молотобойцем, чертёжником, десятником. С 1922 г. учился на рабфаке Политехнического института в Тбилиси и одновременно работал в службе пути Закавказской железной дороги. В 1925 г. по причине смерти отца оставил учёбу, переехал в Льгов, где работал преподавателем, а затем директором фабрично-заводского училища. В 1930 г. окончил Харьковский технологический институт, работал на строительстве железнодорожных мостов, с 1933 г. – на строительстве Московского метрополитена, в июне 1940 г. назначен начальником строительства линии №300 в Молдавии

21 января 1941 г. назначен начальником строительства №5 Ленинградского метрополитена, успел заложить основы для будущих станций метро и депо, начал прокладку первой линии Автово – Финляндский вокзал. Уже к маю было пройдено 11 из 34 шахтных стволов, проложено почти 700 метров тоннелей, начато строительство первого подземного вестибюля.

Но 27 июня 1941 года строительство метро было заморожено. В 37 лет, в апреле 1942 г., он был назначен начальником Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта в звании генерал-директора пути и строительства II ранга, что соответствовало званию генерал-лейтенанта.

В январе 1943 г. после прорыва блокады Ленинграда, воины-железнодорожники УВВР-2 под руководством И.Г.Зубкова выполнили задачу, аналогов которой не было в мировой истории строительства железных дорог: за 18 дней в трудно-проходимых болотах была построена железная дорога протяженностью 33 км, два железнодорожных и автомобильный мосты через Неву у Шлиссельбурга, подготовлены резервы средств и техники для экстренного ремонта.

28 июня 1944 г. небольшой военный самолет, на борту которого находился И.Г. Зубков, летел на секретный аэродром неподалёку от города Лодейное поле. Неожиданно самолет обстреляли, и он упал, не долетев нескольких сот метров до посадочной полосы. Иван Георгиевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Ленина, Отечественной войны 1-й степени (посмертно), медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда».

Зубков был в числе первых, кому Сталин во время войны присвоил звание Героя Социалистического Труда «за исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта».

Проводить своего спасителя в последний путь вышел весь Ленинград.

«Стоял Невский проспект, застывший в скорби ленинградцев, стеной выстроившихся вдоль тротуаров, – вспоминал сын Ивана Георгиевича, известный советский и российский журналист-международник, писатель и драматург Георгий Зубков. – Хоронили с маршальскими почестями, медленно и торжественно шествовала процессия с телом на орудийном лафете. Не каждый знал в лицо генерал-директора путей строительства II ранга Ивана Зубкова, но все понимали, что с каждым его свершением увеличивалась раздача хлеба в осаждённом Ленинграде, вывоз из города на Неве блокадников и раненых, приток новых вооружений и боеспособных сил».

На Казачьем кладбище в Александро-Невской лавре, в центре, перед папертью Троицкого собора, где погребены мощи небесного покровителя Северной столицы святого Александра Невского, возвышается гранитный портал с надгробием. Под портретом с четырьмя звездами по краям выгравировано: «Герой Социалистического Труда. Иван Георгиевич Зубков. 1904–1944. Погиб на боевом посту».

 

Просмотров: 174 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея