12:16
190 лет "мосту на колоннах" - Петровскому мосту в Шлиссельбурге

В Шлиссельбурге, у истока реки Невы, сохранился удивительный мост, напоминающий своей архитектурой античные пропилеи. «Мост на колоннах» - Петровский - был построен ровно 190 лет назад, в 1832 году, в старом устье Ладожского канала при реконструкции шлюзов.

Познакомиться с единственным в мире «мостом на колоннах» можно и в Музее мостов. Модель этой переправы была выполнена в мастерских Института корпуса инженеров путей сообщения в 1830-е гг. в соответствии с оригиналом, и сегодня имеет статус памятника науки и техники.

Проект нового моста был составлен Пьером-Домиником (Петром Петровичем) Базеном. Возглавив в 1820 году Петербургский округ путей сообщения, Базен занялся разработкой проекта реконструкции шлюзов Ладожского канала. Его генеральный план перестройки включал сооружение гранитных шлюзов, набережных, а также подъёмного моста в две очереди без перерыва в судоходстве.

В этом проекте Базен реализовал одно из своих крупнейших научных достижений – «теорию шлюзов со сберегательными бассейнами». По словам современников, шлиссельбургские шлюзы «по своей композиции, монументальности и красоте сразу же стали непревзойденным памятником гидравлической архитектуры эпохи классицизма», а новый мост на колоннах «редчайшим примером непосредственного применения ордера в гидротехническом сооружении». Такая конструкция не имела аналогов в Европе.


Согласно контракту, Самсон Суханов обязался все гранитные колонны, полуколонны и прочие «гранитные штуки» вытесать из «камня крепкого слоя, мелкосыпного и одинакового красноватого цвета, без всяких трещин и отколотых углов», «самой чистой тёски с отменно чистой наковкою». Возведённый мост был открыт в 1832 г. – в год 100-летнего юбилея Ладожского канала.

Мост имел два разводных пролёта, подъём каждого осуществлялся четырьмя рабочими в течение 5 минут с помощью ручного ворота и зубчатой передачи. Украшали переправу накладные медальоны с изображениями двуглавого орла и чугунными позолоченными виньетками художественного литья.

В 1829 г. при Институте Корпуса инженеров путей сообщения капитан Брюн организовал модельные мастерские. Среди первых моделей, выполненных в мастерских, стала модель подъемного моста в Шлиссельбурге, в связи с тем, что «устроение таковых моделей весьма полезным для инженеров в институте Корпуса путей сообщения обучающихся». Приказом главноуправляющего путями сообщения Александра Виртембергского по смете на изготовление модели было выделено 539р. 10к. В июне 1830 г. изготовили модель шлиссельбургского моста в масштабе 1:28 из металла и дерева, с имитацией каменных частей с помощью краски.

Уникальные опоры моста – гранитные колонны – сохранились до настоящего времени и являются одной из исторических достопримечательностей Шлиссельбурга.

Просмотров: 462 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Друзья музея