11:11
225 лет со дня рождения Алексея Федоровича Львова

 5 июня 2023 года исполняется 225 лет со дня рождения инженера путей сообщения, известного русского композитора и скрипача Алексея Федоровича Львова (1798-1870).

В «Записках» Львов оставил свои впечатления от службы инженером: «В 1818 г. я вышел первым из института, где мое имя записано на золотой доске, и был командирован для производства работ в военные поселения Новгородской губернии под начальство графа Аракчеева…прослужа 8 лет… я был употреблен для построения мостов, стропил, экзерциргаузов».

Среди объектов, которыми занимался Алексей Федорович, оказался необычный по конструкции – консольно-балочный мост через Ложитовский ручей на первой в России шоссейной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой. В 1832 г. Комиссия проектов и смет ведомства путей сообщения писала по поводу необходимости исполнения модели моста следующее: «…находит, что по чрезвычайному возвышению моста над горизонтом ручья, особенного рода конструкции, которой при достаточной твердости имеет чрезвычайную легкость… устроение оного как единственного сооружения в коем употреблена подобная система, будет весьма любопытно и полезно». В настоящее время модель моста через Ложитовский ручей представлена в экспозиции Музея мостов. Само сооружение не сохранилось – в 1850-е гг. мост пришел в негодность, и его заменили кирпичной трубой.

Однако к тому времени направления деятельности Львова изменилось: в 1825 г. он перешел на службу секретарем главного начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х. Бенкендорфа, где смог уделять больше времени своему увлечению музыкой. Император Николай I доверил Львову написать музыку к первому русскому официальному гимну «Боже, Царя Храни». Причем гимн появился почти одновременно с постройкой висячего моста по проекту инженера в имении Фалль у А.Х. Бенкендорфа под Ревелем (ныне Таллин). В воспоминаниях мачехи Алексея Федоровича – Елизаветы Николаевны Львовой описано впечатление, которое переправа произвела на Николая I: «Этот Львов свой смычок перекинул с берега на берег», – сказал император.

Кроме гимна Львову принадлежало много музыкальных произведений: оперы «Бианка», «Ундина», «Русский мужичок» и «Варвара», переложение для хора и большого оркестра «Stabat Mater» Перголезе и множество сочинений для церковного пения. С 1837 по 1861 г. инженер-музыкант возглавлял Императорскую придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Фриз концертного зала Капеллы украшают имена семи деятелей, послуживших отечественному церковному пению или напрямую Капелле: Д.В. Разумовского, Г.Я. Ломакина, А.Ф. Львова, Д.С. Бортнянского, М.И. Глинки, П.И. Турчанинова, Н.М. Потулова, кроме того два бюста – Д.С. Бортнянского (директор 1796-1825) и А.Ф. Львова установлены на сцене Капеллы.

Роберт Шуман так сказал про скрипача Алексея Федоровича: «Если в России играют на скрипке так, как играет господин Львов, то нам надлежит ехать туда не учить, а учиться».
В мае 1872 г. гостям ресторана «Славянский базар» в Москве представили одно из первых произведений И.Е. Репина, получившее название «Славянские композиторы». Среди признанных композиторов XIX в. на картине изображен Алексей Федорович Львов.

Талантливый инженер, выдающийся скрипач и композитор совмещал строительство мостов и творчество, его высоко оценили коллеги, а его произведения вызывают восхищение и современных ценителей музыки.

Просмотров: 240 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Друзья музея