Один из самых ранних уникальных предметов коллекции альбомов
фотографий – «Альбом работ моста через реку Оку близ города Серпухова по линии Московско-Орловской железной дороги. Начат 1865 г.» был принят в фонды музея ученым хранителем музея, профессором А.Н.О'Рурком, из бывших библиотек Зимнего Дворца по распоряжению директора Государственного Эрмитажа от 23.05.1930 г. согласно акту от 06.06.1930 г.
Альбом помещен в коробку-шкатулку из твердого картона, обтянутую темно-зеленым дерматином, с золотым тиснением и имитацией золотого обреза. Несмотря на то, что альбом был создан 145 лет назад, он находится практически в идеальном состоянии. Наблюдается лишь расслоение углов и отслоение дерматина на корешке папки. В нем содержится 14 прямоугольных альбуминовых фотографий с закругленными углами, выполненных на тонкой бумаге и дублированых на паспарту светло-бежевого цвета. На снимках – виды местности, строительство моста через Оку Московско-Орловской железной дороги, и уже готовый мост, снятый с разных ракурсов. На листах стоит печать фотографической фирмы «Фотография Шереръ и Набгольцъ,
быв. А. Бергнера въ Москве».
На листах № 11-14 альбома стоят оттиски штампа «Строитель
инженер» и черной тушью выполнена подпись инженера А. Струве. Именно Аманд Егорович Струве (1835–1898), военный инженер и предприниматель, генерал-лейтенант, спроектировал и построил железнодорожные мосты через реку Оку у Коломны (1863) и Серпухова (1866); через Днепр у Киева (1867) и Кременчуга (1872), участвовал в строительстве моста через Волгу у Сызрани (1875-1880). Для сооружения моста через Оку вначале были построены временные мастерские на берегу Оки, а затем в сентябре 1863 г. А.Е. Струве
арендовал у крестьян участок земли в более удобном месте, защищенном от паводковых вод, на берегу Москвы-реки. С этого времени начинается создание и развитие Коломенского завода. Мостовые мастерские за короткий срок превратились в машиностроительный завод широкого профиля. Для привлечения капиталов и расширения производства А.Е. Струве пригласил в компаньоны своего старшего брата, военного инженера Густава Егоровича Струве, и с 1866 г. Коломенский завод стал называться «Завод инженеров братьев Струве». В 1890 г. А.Е. Струве построил в Киеве первую линию
трамвая. |