10:30
Автосцепка СА-3

Экспонат Центрального музея железнодорожного транспорта – модель автосцепочного оборудования – знакомит посетителей с развитием устройств для сцепления вагонов.


Винтовая сцепка (стяжка) явилась первым сцепным устройством, получившим широкое распространение на железных дорогах нашей страны. Винтовая сцепка имеет крюк, петлю, стягивающее устройство. При необходимости сцепления вагонов составитель накидывает петлю на крюк соседнего вагона и вращением рукояти стягивающего устройства натягивает сцепку. При расцеплении, наоборот, происходит растягивание сцепки, чтобы можно было снять петлю с крюка.
Винтовые сцепки обладали значительными недостатками: они не были рассчитаны на большие нагрузки, то есть формировать тяжёлые поезда было невозможно; прицепка и отцепка вагонов занимала много времени; труд составителя был очень тяжёлым – вес сцепки составлял 21 кг в 1892 г. и был увеличен до 34 кг в 1935 г.; составитель работал в зоне движущихся вагонов, что было травмоопасно.
Впервые вопрос о внедрении автоматического сцепного устройства в России был поставлен на ХХ совещательном съезде представителей железных дорог в 1898 г. Рассматривалась автосцепка Джаннея, но она была признана ненадёжной.

Автосцепка на железных дорогах нашей страны появилась уже в советские времена. В 1932 г. коллектив Московского локомотиворемонтного завода разработал конструкцию автосцепного устройства на основе автосцепки Виллисона, но со значительной переделкой: был изменён контур зацепления; расцепка вагонов стала производиться одним рычагом, а не двумя; автосцепка могла оставаться в расцепленном состоянии при производстве манёвров.
Новое сцепное устройство получило название «автосцепка СА-3», то есть «советская автосцепка, третий вариант».
Внедрение автосцепки было начато в 1935 г. Из-за Великой Отечественной войны переход от винтовой сцепки на автоматическую занял 22 года и был завершён только в 1957 г. В настоящее время весь подвижной состав, кроме некоторых современных электропоездов, оборудован автосцепкой СА-3.
Автосцепка СА-3 применяется на железных дорогах всех стран бывшего Советского Союза и в Монголии. Вагоны с указанной автосцепкой курсируют по рудовозной линии на севере Норвегии, а также по железным дорогам Финляндии.
В европейских странах автосцепку СА-3 называют «русской автосцепкой» или «автосцепкой Виллисона с русским контуром».
В 1970-е гг. в европейских странах были начаты работы по созданию автосцепки на основе СА-3. Она была названа «C-AKv (нем. Compact - Automatische Kupplung vereinfacht, компактная упрощённая автосцепка)». Однако работы до завершения не доведены.
В настоящее время в России испытывается новая автосцепка, получившая название СА-4. Она обладает улучшенными характеристиками и совместима с автосцепкой СА-3.

Просмотров: 322 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Друзья музея