Фондовая площадка «Пионерский парк» на станции Лебяжье Центрального музея железнодорожного транспорта располагает локомотивами, которые были произведены не только на территории нашей страны.
В Советском Союзе электровозы производились только для грузовой работы, а для пассажирских поездов заказывались в Чехословакии. Однако в 1955 году Новочеркасский электровозостроительный завод разработал эскизные проекты четырёхосного и шестиосного пассажирских электровозов. В этот период завод был сильно загружен производством грузовых локомотивов, поэтому от дальнейших работ над проектом он отказался. Было принято решение договориться о производстве необходимых машин с ЧССР.
Первые электровозы ЧС2 были разработаны ещё в 1958 году. Кузов включал в себя нижнюю главную раму. Вся конструкция опиралась на две трёхосные тележки, которые имели возможность перемещаться относительно кузова в поперечном направлении на 30 мм в каждую сторону. На электровозах устанавливались тяговые двигатели AL-4846eT мощностью по 700 кВт. Максимальная скорость локомотива была установлена 160 км/час.
Первые такие электровозы выпускались с тормозными приборами чехословацких железных дорог, затем воздухораспределитель Дако был заменён на отечественный воздухораспределитель № 292-001, а кран вспомогательного тормоза № 7 – на кран № 254.
Электровозы серии ЧС2 принимали участие в различных экспериментах. На ЧС2-232 проводились опыты с реостатным торможением. В этом виде торможения использовались только четыре тяговых двигателя (1, 2, 5, 6). Опыты показали хорошие результаты, реостатное торможение применялось на электровозах ЧС2Т, но у них использовались тяговые двигатели 2, 3, 4, 5.
Электровозы ЧС2 обслуживали поезда на пассажиронапряжённых участках от Москвы на Ленинград, Донбасс, Ярославль, Вязьму, Владимир. В 1965 г. были проведены опытные поездки, при которых состав с электровозом ЧС2 прошёл расстояние от Москвы до Ленинграда за 4 часа 59 мин. В дальнейшем эти локомотивы стали использоваться и на других железных дорогах.
Электровозу ЧС2-900 в 2010 году было присвоено имя «Виктор Соколов» в честь одного из лучших машинистов нашей страны дважды Героя Социалистического Труда Виктора Фадеевича Соколова. Он работал в депо Москва-Сортировочная-Рязанская и был мастером вождения тяжеловесных поездов. В 1980 году первым в мире провёл грузовой поезд весом в 10 тыс. тонн.
Два электровоза серии ЧС2 являются памятниками: ЧС2-010 – на станции Барабинск, ЧС2-304 – в депо Ожерелье Московской железной дороги. Электровоз ЧС2-357 в 2014 году был передан в музей Южной железной дороги, а электровоз ЧС2-806 – в Ростовский музей железнодорожного транспорта.
Электровоз ЧС2-165 из коллекции музея был изготовлен в Чехословакии на заводе Шкода в городе Пльзень в июне 1963 года, был направлен в депо Харьков-Главный Южной железной дороги, но спустя полтора года передан в депо Барабинск Западно-Сибирской железной дороги. В мае 2014 стал частью коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта. |