16:22 История коллекции музея мостов | |
Музей мостов является филиалом Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, старейшего научно-технического музея в мире. Ценность коллекции многогранна. Она имеет глубокое научное, историческое, учебно-техническое, мемориальное и культурное значение. Многие модели являются редкими образцами прикладного искусства ХIХ в. Самая ранняя модель проекта первого моста через Неву швейцарского инженера Альдона относится к 1762 г., о чем свидетельствует первый каталог музея, выпущенный в 1862 г. под редакцией профессора строительной механики капитана Корпуса инженеров путей сообщения Н.М. Соколова. Модель изготовлена на 10 лет раньше известных моделей Кулибина и предана в музей из Кунсткамеры Академии наук. Данные о модели, представленные на международной конференции в Русском географическом обществе, явились открытием в историографии европейского мостостроения и стали предметом дальнейших научных исследований в этой области. Огромное значение Музей мостов имеет для нашего города, мосты которого являются символами Санкт-Петербурга и олицетворяют историю отечественного мостостроения. Большая часть петербургских мостов – объекты всемирного культурного наследия В коллекции музея 19 моделей петербургских мостов ХIХ – начала ХХ в., (5-я часть коллекции), причем многие из которых уже не сохранились и судить о них можно только по нашим историческим моделям, таким как модель Египетского и Пантелеймоновского мостов. Жемчужиной коллекции является действующая модель Николаевского (Благовещенского) моста с разводным пролетом, построенного по проекту С.В.Кербедза в 1850 г. Изготовление модели длилось 12 лет – в 1,5 раза дольше, чем постройка самого моста. (ИКИПС, мастер Кедров, бронзовых дел мастер Матвеев, мастер Келер). В 1858 г. П.П.Мельников и С.В.Кербедз за многогранную инженерную и научную деятельность были избраны почетными членами Петербургской Академии наук. П.П.Мельников и С.В.Кербедз стали первыми инженерами в России, которые были удостоены звания академиков. В музее хранится модель Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве, построенного по проекту британского инженера Чарльза Виньоля. изготовленная в 1854 г. лучшими ювелирами Лондона в подарок императору Николаю I – основателю железных дорог России. Другая уникальная модель арочного моста Московской Окружной дороги выполнена в 1909 г., к 100-летию Института ювелирной фирмой Хлебников, сыновья и Ко, которая являлась поставщиком «Двора Его Императорского Величества». С началом постройки железных дорог начался поиск новых решений мостовых конструкций. 1 ноября 1851 г. состоялось открытие первой магистрали страны Санкт-Петербург – Москва, построенной по проекту и под руководством П.П.Мельникова, впоследствии первого министра путей сообщения. П.П.Мельников. Сочетая научную и практическую деятельность, он заложил основы отечественной транспортной науки. При строительстве С.-Петербурго-Московской железной дороги было построено 184 моста, среди них знаменитый Веребьинский мост с решетчатыми фермами Гау-Журавского. Автор проекта – ученик Мельникова,выдающийся русский мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский. Он сделал расчет мостовых конструкций, который лег в основу мирового мостостроения, за что в 1855 г. он был удостоен Демидовской премии Академия наук. Необходимо отметить и мемориально-культурное значение коллекции. Например, мост через Ложитовский ручей, модель которого хранится в музее, построен в 1820-е гг. по проекту А.Я. Фабра, а руководил работами инженер путей сообщения А.Ф. Львова. Алексей Федорович Львов впоследствии стал директором Придворной певческой капеллы, история хранит его имя, как автор музыки к гимну России «Боже, Царя храни». Прекрасным дополнениям к моделям мостов являются произведения живописи и графики ХIХ- начала ХХ в. из собрания музея. Это акварели самых выдающихся мостов России из отчета МПС за 1855-1880 гг., созданные в честь 25-летия царствования императора Александра II, акварели с чертежами мостов Средне-Сибирской железной дороги 1893-1898 гг., (участок Великого Сибирского пути), которые экспонировались на Всемирной выставке в Париже 1900 г. и портретная галерея руководителей ведомства путей сообщения за весь период его существования, включая прижизненные портреты принца Ольденбургского, герцога Вюртембергского, А.А. Бетанкура, П.П.Мельникова. | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Август
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2024 Февраль
- 2024 Март
- 2024 Апрель
- 2024 Май