Вещи обладают памятью, и в музейной практике это особо ценно.
Привязанность к человеку, к эпохе наделяет каждый предмет особой ролью – способностью вести «диалог» с исследователем и публикой.
В нашем музее готовится к открытию выставка, посвященная человеку, чей личный вклад смог повлиять на развитие железнодорожного транспорта страны. Среди предметов, представленных в витринах, есть знак «Почетный гражданин города Харькова». Если бы этот экспонат был озвучен, тогда повествование могло начаться с того, что присвоение Николаю Семеновичу Конареву звания «Почетный гражданин города Харькова» состоялось в 1999 году. И это стало особым историческим событием.
Харьковская городская дума начала чествовать своих выдающихся жителей с 1887 года. Мировые военные конфликты 1914 года отодвинули значимость мирных достижений и прервали традицию более чем на 80 лет. Именно Н.С. Конарев был в числе первых граждан, вновь удостоенных высокого звания.
Как вспоминают близкие, Николай Семенович очень гордился званием «Почетный гражданин Харькова». Когда приезжал в город, всегда внимательно осматривал новые комплексы, вокзалы, жилые дома и обязательно спускался в метро. Он чувствовал ответственность за безопасность не только железнодорожного, но и подземного
транспорта.
Метрополитены в Советском Союзе входили в систему Министерства путей сообщения СССР. Поэтому Государственную комиссию по приему в эксплуатацию второй в Украине и шестой в стране подземки в феврале 1975 года возглавил начальник ЮЖД Николай Конарев. Всего за семь лет усилиями промышленных и строительных организаций города, специалистов-метростроевцев, прибывших в Харьков со всего Союза, удалось построить не только транспортную артерию, которой так ждал мегаполис, но и создать настоящее произведение искусства.
– Не все шло гладко, – вспоминал позже Николай Семенович. – За несколько месяцев до приемки первой очереди метро Госкомиссия выявила более 1500 отступлений от проектных решений. Тогда я выставил ультиматум: «Если хоть одно нарушение останется, метрополитен в эксплуатацию принят не будет». К чести всех людей, участвующих в строительстве, они восприняли это как сигнал к действию – и в преддверии Дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков со значительным опережением графика первый участок Свердловско-Заводской линии Харьковского метро был введен в строй с оценкой «отлично».
Николай Семенович гордился харьковским метрополитеном. Железнодорожники взяли шефство над «младшими коллегами» и помогали всем, чем могли. Большая часть руководящего состава, специалистов нового предприятия, были посланцами Южной дороги.
«Как харьковчанин руководил железными дорогами СССР" - под таким заголовком вышла статья в газете «Вечерний Харьков» в 2012 году, где в канун дня города были отмечены и другие особые заслуги Николая Семеновича.
В 1949 году после окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта молодой специалист Николай Конарев получил назначение на станцию Основа. Работал инженером по технике безопасности, заместителем начальника станции Лозовая, начальником службы движения, первым заместителем начальника дороги. Трудолюбие, ответственность, талант организатора, постоянное внедрение передовых методов перевозочного процесса вели молодого специалиста по ступенькам профессионального роста.
В 1972 году Конарев назначен начальником Южной железной дороги. Под его руководством ЮЖД достигла высоких показателей эффективности труда, освоила новую технологию перевозки грузов и их переработки.
В это время создан информационно-вычислительный центр, реконструирован Южный вокзал, построены жилой массив в Залютино, центральная клиническая больница № 5, Дворец спорта с плавательным бассейном «Локомотив». Высокие показатели работы коллектива были отмечены орденом Ленина.
В январе 1976-го Николай Семенович назначен заместителем министра путей сообщения СССР, в 1982-м – министром. В 1988 году отрасль достигла наивысших показателей за всю свою историю не только в стране, но и в мировой практике, превзойдя американские железные дороги по объемам перевозок в два раза.
Внимательно следил министр за развитием родной Южной дороги и Харькова. Помог в реконструкции Кузинского путепровода, прокладке трамвайных линий на Салтовском массиве, строительстве медицинской клиники в Померках. По-прежнему опекал созданные при нем волейбольные команды «Локомотив» в Харькове и Белгороде.
Вот такая история стоит за почетным знаком, который теперь будет в коллекции нашего музея сохранять для потомков память о человеке и событиях. Семья выдающегося министра путей сообщения сделала уникальный дар – передала ЦМЖТ РФ почти 1500 предметов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности легендарного железнодорожника. И за каждым предметом яркие страницы истории транспортной отрасли страны. |