4 июля 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка - предпринимателя, инженера путей сообщения, одного из основоположников железнодорожного дела в нашей стране. По просьбе музея потомок семьи фон Мекк, Денис Андреевич*, подготовил статью о крупненейшем железнодорожном меценате России.
*Денис Андреевич фон Мекк - прямой потомок семей фон Мекк, Чайковских, Давыдовых, основатель Фонда фон Мекк (http://von-meck.org/), меценат, известный общественный деятель, историк, коллекционер, исследователь жизни и творчества П.И. Чайковского, член АММиК, РИО, РВИО, РГО и нескольких исторических обществ за рубежом.
200 лет!
1856 г. - Россия потерпела поражение в Крымской войне. Одна из причин – плохое снабжение армии из-за отсутствия железных дорог. Создание в России сети железных дорог стало насущной необходимостью. Образованное Главное Общество российских железных дорог с этой задачей не справилось, и правительством было принято решение предоставлять концессии на строительство железных дорог предпринимателям. Но охотников получить концессии было немного – такого опыта еще не было. Одними из пионеров в частном строительстве железных дорог - министр финансов С.Ю.Витте назвал их железнодорожными королями - стали Павел Григорьевич фон Дервиз и Карл Федорович фон Мекк.
4 июля 2021 года – юбилей - 200 лет со дня рождения Карла Федоровича фон Мекка. Карл Федорович (Карл Оттон Георг) родился 22 июня (4 июля) 1821 года в старинной остзейской дворянской семье. Род Мекков ведет свое начало с конца XV века – родоначальником династии считается канцлер Силезии Фридрих фон Мекк. Отец Карла Федорович, Оттон Адам фон Мекк, рано умер, оставив вдову с пятью маленькими детьми и практически без средств к существованию.
Окончив в 1844 году Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, Карл Федорович служил в ведомстве путей сообщения – инженером и инспектором строительства железных дорог в западной части России. Именно там, в Смоленской губернии, он и познакомился со своей будущей женой, Надеждой Филаретовной Фраловской. «В те времена был обычай приглашать на обед деловых людей и чиновников, проезжающих через владения живущих в этом районе людей. Очевидно, так случилось и с Карлом фон Мекком, когда во время своих инспекторских командировок он был приглашен Фраловскими погостить в их маленькое имение в Смоленской губернии», - пишет в своих воспоминаниях Галина Николаевна фон Мекк, их внучка в книге "Как я их помню". Он влюбился, а ей всего 15 - она младше на 10 лет. Сделал предложение, но получил отказ. На следующий год – снова отказ. И только когда Надежде минуло 17 лет, она дала согласие.
Надежда Филаретовна фон Мекк (1831-1894) больше известна как меценатка, благодаря которой Петр Ильич Чайковский смог полностью посвятить свою жизнь творчеству. В этом году 190 лет со дня ее рождения. Но именно благодаря Надежде Филаретовне Карл Федорович оставил казенную службу.
«Мой муж был инженер путей сообщения и служил на казенной службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год - единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках...» - писала Надежда Филаретовна Петру Ильичу в 1877 году, уже после смерти мужа. Но казенная служба давила ее невыносимо: «при ней человек должен забыть, что у него есть разум, воля, человеческое достоинство, что он должен сделаться куклой, автоматом». Этого положения мужа она не могла выносить. «Я стала просить, умолять его бросить службу, а на его замечание, что тогда нам нечего будет есть, я отвечала, что мы будем трудиться и не пропадем, но когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только двадцать копеек в день на все», - писала Надежда Филаретовна.
Карл Федорович получает крупный подряд на земляные работы от Ф.В. Чижова на строительство Сергиевской дороги - к городу Троице-Сергиевской Лавры - Сергиевскому Посаду - будующей Ярославской дороги.
В это же время в одном из первых акционерных обществ по строительству железных дорог – «Общество Саратовской железной дороги» в 1860 году начинается строительство первого участка - Москва – Коломна. Карл Федорович получил подряды на проведение земляных работ, полотна, искусственных сооружений дороги и зарекомендовал себя профессиональным инженером.
После ввода в действие первого участка дороги строительство ее было приостановлено, а обанкротившееся общество ликвидировано. Но в январе 1863 было создано «Общество Московско-Рязанской железной дороги». Председателем Правления нового общества стал П.Г. фон Дервиз, который был главным секретарем «Общества Саратовской железной дороги». Именно Карлу Федоровичу фон Мекку он и предоставляет подряд на строительство участка от Коломны до Рязани.
Карл Федорович становится партнером основателя нового общества П.Г. фон Дервиза: в строительстве следующей дороги, Рязанско-Козловской, он участвует как подрядчик, а при строительстве Курско – Киевской железной дороги – уже как учредитель, вместе с князем С.А. Долгоруковым.
По условиям концессии на строительство Курско-Киевской железной дороги, утвержденной 24.12. 1866г. (ПСЗ № 44044), учредители обязались:
1) устроить 438 верст дороги и снабдить ее подвижным составом - на оптовую сумму 5 824 295 фунтов стерлингов (часть суммы, 1 200 000, предоставлялась в фунтах стерлингах, остальная в рублях – 20 469 425 кредитных рублей);
2) обеспечить эксплуатацию железной дороги.
Создавалось акционерное общество с капиталом 4 500 000 фунтов стерлингов - должно было быть выпущено 15 000 акций в 100 ф.ст. и облигаций на сумму 3 млн. ф.ст. При этом ¾ акций правительство оставляло за собой, ¼ акций приобретали учредители по нарицательной (номинальной, как мы сейчас говорим) стоимости. Правительство гарантировало минимальный 5% дивиденд на всю сумму капитала – на акции и облигации.
В дальнейшем Карл Федорович получал концессии самостоятельно – П.Г. фон Дервиз ушел от дел и переехал за границу. Так, в 1871 году Карл Федорович (или Оттонович, как указано в документе) получил концессию на строительство Лидварово-Роменской железной дороги.
О Карле Федоровиче осталось мало сведений. Какой он был? С.Ю. Витте так писал о нем: «Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; нажил он порядочное состояние, но жил довольно скромно». Современники отмечали его высокий профессионализм и качество исполнения работ. И, конечно, это был человек с большой силой воли и великолепный организатор. Практически не владея русским языком, без копейки в кармане в начале своего жизненного пути, об этом пишет его внучка, Галина фон Мекк, он смог стать профессионалом и заложить основы семейного дела фон Мекков. А Надежда Филаретовна помогала и поддерживала – она была и кормилицею, и нянькою, и учительницей, и швеей для своих детей, а также камердинером, бухгалтером, секретарем и помощником мужа, как она писала П.И. Чайковскому. А когда ей было трудно, садилась за рояль. Как и Надежда Филаретовна, Карл Федорович был большой ценитель музыки и даже появился в списке членов Мсковского отделения Русского музыкального общества рашьше ее.
Карл Федорович помогал многим учреждениям и обществам: жертвовал средства общежитию студентов Петербургского института инженеров путей сообщения, Московскому лицею памяти Цесаревича Николая (Катковскому лицею), был членом Попечительства о недостаточных студентах Императорского университета Св. Владимира в Киеве, предоставлял средства на строительство Дома призрения бедных в Киеве и др. Четверть стоимости покупки земли под Иерусалимом для строительства Горненского монастыря на его счету.
После смерти Карла Федоровича фон Мекка в 1876 году его дело продолжила Надежда Филаретовна вместе со старшим сыном, Владимиром Карловичем. А затем семейное дело возглавил Николай Карлович фон Мекк.
Послушайте прекрасный рассказ от главного хранителя Музея предпринимателей, меценатов благотворителей Льва Николаевича Краснопевцева - https://youtu.be/hZYIG7wmCUY |