В фотографиях альбома по сооружению Троицкого моста, изданного городской думой Санкт- Петербурга в 1903 году в количестве всего 500 экземпляров, отражен любопытный процесс при сооружении переправ – создание кессонных фундаментов.
Кессон представляет собой камеру, имеющую боковые стенки и потолок, выполненные из металла или дерева – позже их начинают изготавливать из железобетона. Такая конструкция опускалась на дно реки, внутри кессона разрабатывался грунт, и в процессе он под действием собственного веса, глубоко опускался в дно реки. Далее сверху производилась кладка тела опоры. Когда кессон опускался на нужную глубину, его внутреннюю полость заполняли каменной кладкой или бетоном. Чтобы в процессе работ внутрь не попала вода, в камере поддерживалось повышенное давление воздуха. Рабочие спускались внутрь через специальные шлюзовые камеры. Принципиальным было создать правильные условия для входа и выхода рабочих – обеспечить плавное, постепенное повышение или понижение давления в промежуточной камере кессона, в противном случае у них могли быть повреждены барабанные перепонки. В худшем случае у человека могла наступить «кессонная болезнь» - закупорка или разрыв кровеносных сосудов. Это происходило потому, что при дыхании внутри кессона из-за повышенного давления начиналось перенасыщение тканей организма азотом, не успевающим нормально выделяться из крови через легкие, в случае, если давление воздуха снижается слишком быстро.
Кессоны Троицкого моста были металлическими и заглублялись всего на 0,6 метра, кладка выполнялась с использованием бетона и бутового камня на цементном растворе.
В следующий раз мы с вами узнаем, каково было работать внутри кессона благодаря статье журналиста «Нивы», который стал свидетелем строительства, вместе с инженерами спустился в такую металлическую камеру и ярко описал свои впечатления от увиденного. |