09:46
Лекция в рамках проекта Стальные магистрали – душа России

В Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации состоялась онлайн-лекция для Иркутского государственного университета путей сообщения в рамках проекта «Стальные магистрали – душа России», который посвящен истории становления и развития железнодорожного транспорта. Авторскую лекцию «История транспортного образования в России» прочитал заведующий НИО фондов Дмитрий Дмитриевич Сапаров. Лекцию прослушали 344 человека.

История транспортного образования берет свое начало с 20 ноября 1809 г., когда император Александр I подписал Высочайший Манифест об организации в Санкт-Петербурге Института Корпуса инженеров путей сообщения – первого транспортного и строительного высшего учебного заведения России. Организатором и первым руководителем Института (должность называлась – инспектор Института) стал знаменитый учёный, инженер-механик и строитель Августин Августинович Бетанкур.
1 ноября 1810 г. состоялось торжественное открытие Института Корпуса инженеров путей сообщения, а 3 ноября в нём начались занятия. Учебное заведение разместилось во дворце на набережной реки Фонтанки, купленном казной у князя Н.Б. Юсупова. В институт принимались только дворяне с 15 лет, обладающие здоровым физическим телосложением, знающие русский и французский языки.

Нагрудный знак выпускника Института инженеров путей сообщения. 1870-е гг.

Институт стал первым высшим техническим учебным заведением, в котором готовили специалистов широкого профиля для проектирования, строительства и эксплуатации сухопутных и водных путей сообщения. Особенность организации учебного процесса состояла в совмещении общенаучного и инженерного образований. Преподавание велось на высоком уровне, для чего были привлечены известные русские и французские учёные и академики: В.И. Висковатов, М.В. Остроградский, О.И. Сомов, Д.И. Менделеев, Б. Клапейрон, Г. Ламе, К. Потье и другие. Почти до конца XIX в. это учебное заведение было единственным институтом, готовящим инженерные кадры для ведомства путей сообщения. Сегодня это Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС).

Для дальнейшего развития сети железных дорог и особенно с началом строительства Великого Сибирского пути требовалось всё большее число специалистов высшего и среднего уровня для ведения проектных и строительных работ. В 1860-е годы под патронажем Министерства путей сообщения Российской империи были созданы первые железнодорожные училища.
Подробно лектор остановился на истории Московского инженерного училища, которое было открыто в 1896 г. (в 1913 г. оно было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения с пятилетним сроком обучения).


В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации хранятся выпускные альбомы, фотографии, учебная литература, модели, выполненные в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения. Отдельное место в коллекции музея занимают личные фонды инженеров путей сообщения – выпускников Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге.

Просмотров: 230 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Друзья музея