Модель разреза паровоза типа 0-3-0 без тендера на мраморной доске. 1860 г.
Модель разреза паровоза серии «Ь» 0-4-0 Коломенского завода. 1881 г.
XIX в. стал веком зарождения железнодорожного дела в мире. Россия, с её огромными пространствами не могла остаться в стороне от технологического прогресса. Важнейшей составляющей развития была подготовка кадров – инженеров путей сообщения в Институте Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. В XIX в. не было такого большого количества технической литературы и быстрых способов поиска информации, как в наши дни, поэтому при Институте Корпуса инженеров путей сообщения, управлениях российских железных дорог, паровозостроительных заводах создавались мастерские по изготовлению моделей, в том числе действующих для последующей демонстрации широкой публике и конкретно студентам – будущим инженерам путей сообщения.
В собрании Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации есть немало действующих моделей, которые привлекают внимание посетителей. Из-за их постоянного использования при проведении экскурсий, такие экспонаты требуют регулярного осмотра и технологического обслуживания. В апреле 2022 г. художник-реставратор Игорь Викторович Куршин осуществил технологический ремонт двух уникальных действующих моделей в зале дореволюционного подвижного состава. В этом посте мы кратко расскажем о них.
Модель-разрез паровоза типа 0-3-0 без тендера на мраморной доске с постаментом и стеклянным футляром выполнена в мастерских Московско-Брестской железной дороги в масштабе 1:7 и удостоена золотой медали Общества естествознания Московского университета. В настоящее время лицевая сторона отсутствует, на оборотной текст: «... Императорского общества любителей естествознания при Московском университете - 1863 г.». Модель также экспонировалась на Политехнической выставке в Москве в 1872 г. и была удостоена золотой медали.
Модель установлена на деревянном подмакетнике с одним рельсом, состоящим из трёх, соединённых накладками частей, опирающихся на 13 коротких шпал. Паровоз помещен так, что его колёса не касаются рельсов и могут свободно вращаться. В движение приводится от специального ручного привода, находящегося за мраморной плитой и состоящего из маховичка с рукояткой, посаженного на горизонтальный вал, ускоряющей плоскоремённой передачи и конического вариатора, выходной вал которого соединён с движущим колесом модели. От переводного рычага, расположенного на модели, осуществляется изменение передаточного числа вариатора, что меняет как направление, так и скорость вращения колёс при неизменных скорости и направлении вращения приводного маховичка. Это позволяет демонстрировать движение паровоза, изменяя в зависимости от изменения степени наполнения, число оборотов колёс, а также реверсируя механизм.
Аналогичным образом выполнена и ещё одна действующая модель разреза паровоза серии «Ь» 0-4-0 Коломенского завода 1881 г. Принцип работы подобный, как и в более ранней модели 1860 г. Однако, здесь с одной стороны показан действующий механизм, а с другой стороны модели – часть паровоза. |