11:59
Мост Лавеса

Ещё один бриллиант из коллекции Музея мостов засиял ярче благодаря межмузейному сотрудничеству. Визит коллег из Эрмитажа позволил нам расширить знания о модели, историю которой исследователи ранее связывали с пожаром в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, однако документов, подтверждающих сей факт, в нашем распоряжении не было.
Речь идет о модели железного мостика в Королевском Ганноверском саду. В каталоге нашего музея 1862 года говорится о том, что модель изготовлена в масштабе 1:20 и доставлена для музеума Института Корпуса инженеров путей сообщения строителем сооружения, знаменитым ганновеским архитектором Лавесом. Сегодня мы знаем, что несколько пешеходных мостов, созданных зодчим в 1837 году, существуют и ныне в парках Ганновера. Эти сооружения отличались оригинальным архитектурным обликом: составные железных балки опирались на круглые кольца.

Что же сподвигло немецкого градостроителя Георга Людвига Фридриха Лавеса привезти свой проект в Санкт-Петербург? В книге на немецком языке, подаренной нам коллегами, «Железный Эрмитаж. Строительство с использованием железа в России первой половины XIX века» мы нашли ссылки на любопытные документы. А дальше поход в Российский государственный исторический архив позволил заглянуть в текст письма от 16 февраля 1838 года, в котором русский посланник в Саксонии и Ганновере Андреас фон Шрёдер сообщил об уникальном сооружении министру императорского двора Петру Михайловичу Волконскому. А уже через месяц Лавес изготовил модель своего моста и 15 марта 1838 года отправил её в Петербург.

В этот период инженеры и архитекторы решали здесь задачу восстановления перекрытий Эрмитажа после пожара 1837 года, изучали варианты огнестойких металлических конструкций, создавали столь необходимые теории расчёта и испытаний строительных конструкций. Директор Института Корпуса инженеров путей сообщения А.Д. Готман возглавил техническую комиссию по восстановлению Эрмитажа. При восстановительных работах в Зимнем дворце во время устройства перекрытия и стропил Георгиевского зала было применено железо. Тогда это был нечастый случай использования металлической конструкций и настоящий подвиг инженерной мысли.

В 1838—1839 годах здесь были смонтированы одни из первых в России железные конструкции, созданные по проекту Матвея Егоровича Кларка, директора казённого Александровского чугунолитейного завода. Он разработал для поддержания кровли треугольные стропильные фермы, а для перекрытий залов дворца — эллиптические балки и так называемые шпренгели. Все эти конструкции и выкованы были на Александровском заводе. В фондах музея хранится модель перекрытий Георгиевского зала XIX века. С моделью моста архитектора Лавеса, выполненной в первой трети XIX века, можно познакомиться в Музее мостов.

Просмотров: 193 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Друзья музея