12:04
Мосты, спроектированные П.П. Базеном // Часть 3

Модель Сутугина моста

Продолжаем рассказывать вам о личности П.П. Базена в деталях и примерах.

В 1824 г. Петр Петрович Базен стал председателем Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Комитет, организованный по инициативе Августина Бетанкура и возглавляемый им в течении 8 лет, согласовывал проекты планировки и застройки Северной столицы. Город развивался и важно было сразу решать вопросы, которые, в дальнейшем, обеспечили Санкт-Петербургу «строгий, стройный вид».

Генерал-майор Базен совмещал работу в Комитете, обучал будущих инженеров и занимался строительством различных городских объектов, в том числе мостов. Его проекты соответствовали лучшим достижениям в мостостроении начала XIX в. В каждом проекте инженер прорабатывал наиболее экономичный, но в тоже время красивый и надежный объект.

В 1823 г. по инициативе генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М.А. Милорадовича и при участии архитектора Огюста Монферана прошла реконструкция парка Екатерингоф. Мост в парке губернатор предложил выполнить Базену, а тот в свою очередь спроектировав объект, поручил его строительство своему коллеге — инженеру-майору Клапейрону. Стоит упомянуть, что французский инженер Бенуа Поль Эмиль Клапейрон в 1820 г. приехал в Россию для преподавания в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. За 11 лет, проведенных в России, участвовал в строительстве Исаакиевского собора, цепных мостов, Александрийского столпа, Шлиссельбургских шлюзов, а мировую известность получил как автор уравнения состояния идеального газа. Клапейрон помогал на различных объектах А.А. Бетанкуру и неоднократно работал с П.П. Базеном. Благодаря усилиям двух французов в парке Екатериноф появился цепной мост, который стал первым в России и одним из первых в континентальной Европе висячих мостов.

Однако был в парке и еще один мост, не столь красивый, но с оригинальным решением пролетного строения. Это Сутугин мост через речку Таракановку, получивший название по фамилии владельца прилегающей местности купца Матвея Сутугина.

Для Сутугина моста в качестве строительного материала использовали не брус, а «круглый лес», а проезжую часть сделали с уклоном для стока дождевой воды. Как предмет для изучения мост изготовили в модели в масштабе 1:42.

В 1826-1827 гг. инженер Базен руководил работами по сооружению моста между Крестовским и Каменным островами. Это был деревянный пятипролетный мост, как и Сутугин, подкосной системы из круглого леса, но еще и «косой». Ось моста была наклонена к течению реки. В 1833 г. в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения выполнили модель моста.

Модель моста между Крестовским и Каменным островами 

В первой половины XIX в. в Санкт-Петербурге подкосные системы мостов получили большое распространение. Деревянные балочные мосты подкосной системы, построенные на шоссейных дорогах России и в столице, отличались от заграничных тем, что выполнялись из круглого леса, а не из брусьев, что требовало особого искусства при устройстве разного рода врубок и сопряжений. Срок службы деревянных мостов был ограничен из-за гниения дерева, впоследствии они заменялись на мосты с каменными, чугунными, железными фермами.

В 1828 г. в Санкт-Петребурге через реку Мойку в створе Конюшенного и Мошкова переулков был построен чугунный однопролетный арочный мост. Пролетное строение собиралось из чугунных секций по типу Зеленого моста через реку Мойку архитектора В.И. Гесте. Но, и здесь не обошлось без участия Базена. В стенках тюбингов стали делать эллиптические отверстия, что позволило облегчить конструкцию и сэкономить металл.

Модель Большого Конюшенного моста

Модель Большого Конюшенного моста выполнили в 1830-е гг. в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения. В оформлении моста принимал участие архитектор Карл Росси. В масштабной модели обращает на себя внимание тщательная проработка всех архитектурных деталей.

В 1834-1835 гг. через Екатерининский канал (канал Грибоедова) был построен еще один чугунный арочный мост в Санкт-Петербурге, к проектированию которого имел отношение П.П. Базен. Мост стали называть Демидовым по одноименному переулку, где располагался участок горнозаводчика А.Г. Демидова. Сейчас это переулок Гривцова.

В Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации модель к проекту Демидова моста сохранили, она экспонируется в филиале музея в Музее мостов. В проекте предполагался деревянный арочный мост расположенный под углом к оси канала (косой) на каменных устоях с деревянным свайным основанием. Как тогда писали: «проект может служить примером для постройки деревянных косых мостов». В таком виде проект не был реализован.

Модель к проекту Демидова моста

В 1836-1837 гг. по проекту Базена построили мост у Инженерного замка через Лебяжью канавку — Нижний Лебяжий. Он был сооружен в рамках перепланировки района вокруг Инженерного замка в рекордные сроки, за 6 месяцев. Поспешность в строительстве отразилась на прочности конструкции.

Модель Нижнего Лебяжьего моста

В «Описании моделей музеума», составленном в 1862 г. капитаном Н. Соколовым, по поводу конструкции моста написано: «Свод состоит из трех параллельных арок сложенных из тесовых гранитных камней, а промежутки между этими арками покрыты параллельными аркам кирпичными сводами. Мост этот замечателен по значительной палогости свода, и по устройству его из разнородных материалов». Нижний Лебяжий мост неоднократно ремонтировали в связи с проседанием свода, а в 1920-е гг. перестроили сохранив исторический облик.

Каменные и чугунные мосты имеют длительный срок службы и некоторые из них сохранились в первоначальном виде до нашего времени. А вот деревянные уходили в историю быстро. Разработки инженера Базена позволили продлить их работу. Так, в 1833 г. он провел ремонт свай Каменоостровского моста, построенного по проекту Бетанкура в 1813 г. Работы по ремонту моста велись по технологии разработанной Базеном. На сваи ниже горизонта воды закреплялись кожаные мешки, в них спускались рабочие. Они стесали поврежденную древесину на сваях, оббили их смоленым войлоком, верхние части обделали бочарным способом, а на нижние надели чугунные трубы. В результате реконструкции опор деревянный мост прослужил более 40 лет.

Петр Петрович Базен — инженер-проектировщик, строитель, педагог стоял у истоков российской школы мостостроения. Решению задач обучения, будущих инженеров путей сообщения,способствовали масштабные модели наиболее интересных сооружений. В настоящее время это экспонаты ФГБУК ЦМЖТ России, представляющие этапы отечественного мостостроения и историю Санкт-Петербурга, демонстрируются в филиале музея Музее мостов.

Просмотров: 836 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Друзья музея