12:04 Музейное закулисье // Фотофонд ЦМЖТ РФ // Часть I | |
Сегодня мы с вами заглянем в святая святых музея — его фонды. Здесь работают особенные научные сотрудники, их смело можно назвать хранителями времени и памяти. Ведь предметы, с которыми они соприкасаются — это бесценные источники информации о прошлом. Если вдумчиво к ним относиться, тогда раритеты открывают немало любопытных историй. — Как удалось Центральному музею железнодорожного транспорта РФ собрать весьма солидный фонд альбомов фотографий? Музейные коллекции создаются по-разному. Часть экспонатов собирается научными сотрудниками, часть закупается музеем, часть — составляют подарки тех, кто сознает, как важно сберечь и обратить в память подлинные свидетельства труда и таланта нашего народа. Самые разные люди выступают в роли дарителей — от простого посетителя музея до министра путей сообщения. Формирование коллекции альбомов фотографий нашего музея тесно связано с его историей. 20 ноября 1809 года император Александр I подписал Манифест об организации Института Корпуса инженеров путей сообщения. В структуре института была предусмотрена «особая зала» для хранения моделей всех важных сооружений, существующих и проектируемых в России и других странах. Первые модели поступили туда в 1813 году. В период революционных событий 1917 года музей был закрыт, а в 1924 году силами профессоров, преподавателей и студенчества института вновь открылся для посетителей. Встал вопрос о пополнении фондов. В Народный комиссариат путей сообщения, профсоюзные органы и управления железных дорог, в транспортные и строительные организации страны были отправлены письма, в которых сообщалось об открытии музея и содержалась просьба присылать материалы, представляющие историко-техническую ценность. В ответ на эти обращения музей, кроме других уникальных предметов, получил и альбомы фотографий. В 1930 году ученым хранителем музея, профессором Александром Николаевичем О'Рурком, были приняты уникальные альбомы фотографий из бывших библиотек Зимнего дворца, переданные в музей по распоряжению директора Государственного Эрмитажа от 23 мая 1930 года согласно акту от 06 июня1930 года. В эти же годы альбомы закупались в антикварных салонах и букинистических магазинах. В 1987 году ЦМЖТ РФ переходит в подчинение Министерству путей сообщения. В 1960-1980-х годах поступили уникальные альбомы фотографий из Центрального научно-исследовательского института информации, технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта (ЦНИИТЭИ). — Ирина Яковлевна, насколько большая коллекция фотографий в фонде ЦМЖТ РФ? Коллекция фотографий, хранящихся в фондах, действительно внушительная. В музее хранятся фотоматериалы двухвековой истории ведомства путей сообщения России. Коллекция музея насчитывает 660 альбомов, созданных в ХIХ-ХХ веках. Они содержат около 30000 фотографий, а также 35000 литографий, фототипий и гравюр, сформированных в самостоятельный фонд. Более 10 тысяч единиц хранения насчитывает фонд фотографий и 9800 — фонд негативов. На примере материалов фотофонда можно проследить этапы развития технологического процесса фотографии — это отпечатки на альбуминовой, коллодионовой, желатиновой и бромосеребряной бумаге. В собрании представлены альбомы разного формата в сброшюрованном виде или в папках, отдельными листами. Многие из них заключены в переплеты из кожи, бархата, с шелковой отделкой внутри, декорированные медными и серебряными застежками и накладками (гербы, монограммы, эмблемы), имеют посеребренные и позолоченные обрезы. — Какова тематика снимков в этих альбомах? Бурное строительство железных дорог в России пришлось как раз на то время, когда по счастливому совпадению, благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей, стало стремительно развиваться искусство фотографии. К концу XIX века в Российской империи было проложено более 70 тысяч километров железных дорог. Лучшим фотографам страны была представлена возможность запечатлеть историю строительства железных дорог России, и они работали, глубоко осознавая историческую важность своего труда. Многие из них были выпускниками Императорской Академии художеств, имели звание «Фотограф Императорского двора», являлись членами Vотдела Императорского русского технического общества (ИРТО), участвовали в фотографических выставках в России и за рубежом. В альбомах представлены работы известных фотографов: Генриха Деньера, Сергея Левицкого, Карла Буллы и др., а также фотографических и фототипических фирм Петерсена, Шерер, Набгольц и К о , Вильборга, Прокудина-Горского и других. Есть также альбомы фотографий неизвестных фотографов-любителей, изыскателей, инженеров-железнодорожников. По качеству эти фотоснимки часто не уступают произведениям именитых мастеров. На фотографиях запечатлена летопись строительства железных дорог: Николаевской, Московско-Брестской, Московско-Ярославско-Архангельской, Воронежско-Козловской и Нижегородской, Ивангородо-Домбровской, Гряжско-Орловской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Уссурийской, Забайкальской, Кругобайкальской, Оренбургской, Уральской горнозаводской, Самаро-Уфимской, Военной Бендеро-Галацкой и других. Документальность фотоснимков позволяет нам сегодня увидеть интереснейшие страницы истории железнодорожного строительства: изыскательские и земляные работы, прокладку путей, станции и вокзалы, церкви и часовни, водонапорные башни и мастерские, депо, строительство и испытание мостов, виды подвижного состава. Есть в альбомах также фотографии коренного населения Сибири и Забайкалья и видовые пейзажные снимки. Многие фотоальбомы именные, они были изготовлены после завершения строительства и подарены известным общественным и государственным деятелям XIX века, в том числе: императору Николаю II, графу В.А. Бобринскому, А.Я. Гюббенету и К.Н. Посьету. Эти предметы занимают особое место в коллекции фонда, фотоснимки в них обычно раскрашены акварельными красками. Альбомы фотографий выпускников Института инженеров путей сообщения имени императора Александра I изначально хранились в библиотечном фонде музея, затем были переведены в фонд альбомов фотографий. Самый ранний из них — «Воспитанники Института Корпуса инженеров путей сообщения. 1862 г.». В отдельную группу можно выделить альбомы, посвященные проведению выставок, где были широко представлены экспонаты музея: Всероссийской промышленной художественной в Нижнем Новгороде (1894–1896 года), Международной художественной промышленной в Стокгольме (1897 год), Всемирной (1889 год) и Международной (1900 год) выставок в Париже и других. Продолжение — скоро! | |
|
Всего комментариев: 0 | |
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Август
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2024 Февраль
- 2024 Март
- 2024 Апрель
- 2024 Май