12:04
Музейное закулисье // Фотофонд ЦМЖТ РФ // Часть I

Сегодня мы с вами заглянем в святая святых музея — его фонды. Здесь работают особенные научные сотрудники, их смело можно назвать хранителями времени и памяти. Ведь предметы, с которыми они соприкасаются — это бесценные источники информации о прошлом. Если вдумчиво к ним относиться, тогда раритеты открывают немало любопытных историй.

Над фондами, где хранятся фотографии, буквально колдует Ирина Яковлевна Утешева, старший научный сотрудник НИО фондов Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Под ее неустанной опекой очень хрупкие сокровища — старинные снимки, альбомы фотографий и негативы. Время, увы, не щадит бумагу, поэтому Ирина Яковлевна долгое время изучает техники изготовления фотографии в ХIХ веке, чтобы понимать все нюансы по их сохранению.

До 1839 года единственным средством запечатлеть уходящую жизнь было слово. Рисунок, тем более живопись, конечно, свидетельствуют о минувшем, но не могут быть приравнены к документу. И вот, свершилась мечта безумца Фауста — удалось остановить мгновение! В 1839 году французский художник-декоратор Луи Дагер сумел получить через объектив камеры- обскуры «световой рисунок», который давал как в зеркале точное, документальное изображение. В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. Первый фотоаппарат дагерровского типа был приобретен по указу Николая I Министерством Императорского Двора в том же 1839 году.

Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель А.Ф. Греков, который первым в мире предложил с помощью гальванопластики наносить слой серебра на медные и латунные пластинки, что сделало дагерротипию более дешевой и доступной большему числу людей. В 1840 году он открыл первое в России профессиональное фотоателье. Большой вклад в развитие русской фотосъемки внес С.Л. Левицкий. В 1849 году он открыл в Петербурге дагерротипную мастерскую под названием «Светопись», а в 1867 году — фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов русских писателей, художников и общественных деятелей. В 1882 году И.Болдырев изобрел гибкую прозрачную «смоловидную» пленку взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин.

— Как удалось Центральному музею железнодорожного транспорта РФ собрать весьма солидный фонд альбомов фотографий?

Музейные коллекции создаются по-разному. Часть экспонатов собирается научными сотрудниками, часть закупается музеем, часть — составляют подарки тех, кто сознает, как важно сберечь и обратить в память подлинные свидетельства труда и таланта нашего народа. Самые разные люди выступают в роли дарителей — от простого посетителя музея до министра путей сообщения.

Формирование коллекции альбомов фотографий нашего музея тесно связано с его историей. 20 ноября 1809 года император Александр I подписал Манифест об организации Института Корпуса инженеров путей сообщения. В структуре института была предусмотрена «особая зала» для хранения моделей всех важных сооружений, существующих и проектируемых в России и других странах. Первые модели поступили туда в 1813 году.

В период революционных событий 1917 года музей был закрыт, а в 1924 году силами профессоров, преподавателей и студенчества института вновь открылся для посетителей. Встал вопрос о пополнении фондов. В Народный комиссариат путей сообщения, профсоюзные органы и управления железных дорог, в транспортные и строительные организации страны были отправлены письма, в которых сообщалось об открытии музея и содержалась просьба присылать материалы, представляющие историко-техническую ценность. В ответ на эти обращения музей, кроме других уникальных предметов, получил и альбомы фотографий. В 1930 году ученым хранителем музея, профессором Александром Николаевичем О'Рурком, были приняты уникальные альбомы фотографий из бывших библиотек Зимнего дворца, переданные в музей по распоряжению директора Государственного Эрмитажа от 23 мая 1930 года согласно акту от 06 июня1930 года. В эти же годы альбомы закупались в антикварных салонах и букинистических магазинах.

В 1987 году ЦМЖТ РФ переходит в подчинение Министерству путей сообщения. В 1960-1980-х годах поступили уникальные альбомы фотографий из Центрального научно-исследовательского института информации, технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта (ЦНИИТЭИ).

— Ирина Яковлевна, насколько большая коллекция фотографий в фонде ЦМЖТ РФ?

Коллекция фотографий, хранящихся в фондах, действительно внушительная. В музее хранятся фотоматериалы двухвековой истории ведомства путей сообщения России. Коллекция музея насчитывает 660 альбомов, созданных в ХIХ-ХХ веках. Они содержат около 30000 фотографий, а также 35000 литографий, фототипий и гравюр, сформированных в самостоятельный фонд. Более 10 тысяч единиц хранения насчитывает фонд фотографий и 9800 — фонд негативов.

На примере материалов фотофонда можно проследить этапы развития технологического процесса фотографии — это отпечатки на альбуминовой, коллодионовой, желатиновой и бромосеребряной бумаге. В собрании представлены альбомы разного формата в сброшюрованном виде или в папках, отдельными листами. Многие из них заключены в переплеты из кожи, бархата, с шелковой отделкой внутри, декорированные медными и серебряными застежками и накладками (гербы, монограммы, эмблемы), имеют посеребренные и позолоченные обрезы.

— Какова тематика снимков в этих альбомах?

Бурное строительство железных дорог в России пришлось как раз на то время, когда по счастливому совпадению, благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей, стало стремительно развиваться искусство фотографии. К концу XIX века в Российской империи было проложено более 70 тысяч километров железных дорог. Лучшим фотографам страны была представлена возможность запечатлеть историю строительства железных дорог России, и они работали, глубоко осознавая историческую важность своего труда. Многие из них были выпускниками Императорской Академии художеств, имели звание «Фотограф Императорского двора», являлись членами Vотдела Императорского русского технического общества (ИРТО), участвовали в фотографических выставках в России и за рубежом. В альбомах представлены работы известных фотографов: Генриха Деньера, Сергея Левицкого, Карла Буллы и др., а также фотографических и фототипических фирм Петерсена, Шерер, Набгольц и К о , Вильборга, Прокудина-Горского и других. Есть также альбомы фотографий неизвестных фотографов-любителей, изыскателей, инженеров-железнодорожников. По качеству эти фотоснимки часто не уступают произведениям именитых мастеров.

На фотографиях запечатлена летопись строительства железных дорог: Николаевской, Московско-Брестской, Московско-Ярославско-Архангельской, Воронежско-Козловской и Нижегородской, Ивангородо-Домбровской, Гряжско-Орловской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Уссурийской, Забайкальской, Кругобайкальской, Оренбургской, Уральской горнозаводской, Самаро-Уфимской, Военной Бендеро-Галацкой и других. Документальность фотоснимков позволяет нам сегодня увидеть интереснейшие страницы истории железнодорожного строительства: изыскательские и земляные работы, прокладку путей, станции и вокзалы, церкви и часовни, водонапорные башни и мастерские, депо, строительство и испытание мостов, виды подвижного состава. Есть в альбомах также фотографии коренного населения Сибири и Забайкалья и видовые пейзажные снимки.

Многие фотоальбомы именные, они были изготовлены после завершения строительства и подарены известным общественным и государственным деятелям XIX века, в том числе: императору Николаю II, графу В.А. Бобринскому, А.Я. Гюббенету и К.Н. Посьету. Эти предметы занимают особое место в коллекции фонда, фотоснимки в них обычно раскрашены акварельными красками.

Альбомы фотографий выпускников Института инженеров путей сообщения имени императора Александра I изначально хранились в библиотечном фонде музея, затем были переведены в фонд альбомов фотографий. Самый ранний из них — «Воспитанники Института Корпуса инженеров путей сообщения. 1862 г.».

В отдельную группу можно выделить альбомы, посвященные проведению выставок, где были широко представлены экспонаты музея: Всероссийской промышленной художественной в Нижнем Новгороде (1894–1896 года), Международной художественной промышленной в Стокгольме (1897 год), Всемирной (1889 год) и Международной (1900 год) выставок в Париже и других.

Продолжение — скоро!

Просмотров: 508 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0
Друзья музея