16:07
Наплавные мосты

В настоящее время в Санкт-Петербурге нет наплавных мостов, а в XVIII-XIX вв. такие переправы получили большое распространение. Плавучими опорами этих мостов служили барки, плашкоуты, понтоны или лодки, по которым укладывалось пролетное строение. В те времена техника мостостроения не позволяла осуществить строительство через широкие и глубокие водные преграды постоянных сооружений на опорах.

История мостов Санкт-Петербурга начиналась с переправы между Заячьим и Березовым островами, наведенной в 1703 году на барках-плашкоутах через Кронверкский пролив. Этот мост был обозначен на плане Петропавловской крепости 1705 года. Спустя год из-за низкой грузоподъемности его перестроили на опорах со свайным фундаментом.

План Петропавловской крепости с изображением плашкоутного моста, 1705 г.

Спустя два года после смерти основателя города – императора Петра Великого, в 1727 году навели наплавную переправу через Неву между Васильевским и Адмиралтейским островами. Мост получил название по находившейся недалеко церкви Исаакия Далматского – Исаакиевский.  Несколько раз его перестраивали, конструкция становилась более совершенной. В 1821 году инженер Августин Августинович Бетанкур основательно реконструировал Исаакаиевский наплавной мост. Благодаря работе Бетанкура увеличилась грузоподъемность плашкоутов, мост стал шире, на нём появились тротуары и керосиновые фонари. Топливо для освещения хранили внутри плашкоутов, что и стало позже причиной гибели первой переправы через Неву.

Случилось это почти через 100 лет. Жарким июньским днём 1916 года искра от проходившего мимо парохода попала прямо в бак с керосином. Огонь быстро охватил Исаакиевский мост, горящие барки поплыли по Неве, на набережные сбежались петербуржцы, желавшие посмотреть на впечатляющую картину. Среди них была и поэтесса Анна Ахматова. В своих дневниках про этот день она писала: «…и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище». Так печально закончилась история первого моста через Неву.

Исторически сложилось, что многие известные мосты Северной столицы изначально были наплавными. К 1849 году их было уже шесть: Исаакиевский, Троицкий, Воскресенский, Тучков, Сампсониевский и Литейный, в последующие годы количество наплавных мостов в городе достигало десяти. Когда позволяли технологии и финансы их заменяли на постоянные переправы.

В коллекции Музея мостов находится макет Исаакиевского наплавного моста, а также модели плашкоутов, которые дают полное представление о конструкции самых первых переправ Санкт-Петербурга.

Просмотров: 165 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Друзья музея