В 2023 году Центральный музей железнодорожного транспорта РФ отметит 210 лет со дня основания. В честь этого события мы запускаем рубрику "210 фактов о музее".
Факт №1. При посещении только что открывшегося здания музея на Садовой улице зимой 1903 года император Николай II пожаловал ряд предметов. Один их них и сегодня представлен в нашей экспозиции – это модель паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной надписью «С.И. Кербедз». Кем же был этот человек, в честь которого был назван локомотив?
Семейство Кербедзов оставило заметный след в области транспортного строительства: сооружения железных дорог, мостов и других значимых объектов путей сообщения середины XIX - начала XX веков. Станислав Ипполитович Кербедз (1844-1910) был племянником Станислава Валериановича Кербедза, знаменитого мостостроителя, автора первого постоянного моста через Неву.
Станислав Ипполитович, так же, как и его дядя, окончил институт инженеров путей сообщения первым по успехам. Первоначально он был оставлен в вузе для подготовки к профессорскому званию. Однако карьере учёного молодой специалист предпочёл практику.
В мае 1867 года он стал начальником технического отдела Орлово-Витебской железной дороги. Потом служил на Юго-Западной дороге, где близко сошёлся с Сергеем Витте, будущим министром финансов и председателем Совета министров России. В 1876 году переходит в общество Новгородской железной дороги, руководит строительством Старорусского участка, приобретая репутацию способного и талантливого инженера.
Спустя 10 лет Кербедз становится членом правления акционерного общества Владикавказской железной дороги, а в 1893 году избирается его председателем. В 1892 году по инициативе Кербедза для Владикавказской железной дороги Коломенским заводом было построено 6 паровозов типа 2-3-0, получивших серию П и номера 41-46. Причём паровозу №41 наряду с серией было присвоено и имя конструктора "С.И. Кербедз". Паровозы 2-3-0 серии П имели большую базу и двухосную переднюю тележку и потому отличались спокойным ходом при больших скоростях и большей, по сравнению с существовавшими ранее, но недостаточной, силой тяги.
В этот же период Станислав Ипполитович Кербедз становится вице-председателем Китайско-Восточной железной дороги. Русский инженер составил план постройки, наметил общее направление линии, разработал проекты Хинганского тоннеля длиной три версты и моста на реке Сунгари. По его предложению на КВЖД возвели каменные арочные мосты, подобные тем, что строились на линиях Владикавказской дороги.
На дороге был устроен целый набор цивилизованных услуг: школы, больницы, магазины, библиотеки. Здесь также были обеспечены социальные гарантии работников КВЖД: шестичасовой рабочий день, оплачиваемый отпуск, бесплатное жилье и лечение. Станислав Кербедз во все это внес свой огромный труд и талант.
Сергей Витте в своих воспоминаниях отмечал: «Молодой Кербедз был чрезвычайно талантливый инженер, и когда я уже был министром финансов и пришлось строить Китайско-Восточную железную дорогу, то я его поставил во главе этого предприятия; он был вице-председателем общества КВЖД и, в сущности говоря, главным деятелем по сооружению этой дороги».
Станислав Ипполитович Кербедз был богатым человеком, владел немалым количеством акций нескольких российских железных дорог. В последние годы своей жизни, оставаясь номинальным председателем правления общества Владикавказской дороги, из-за расстроенного здоровья он фактически отошёл от дел, передав свои обязанности заместителю. |