00:49
Первый шпалопропиточный завод

145 лет назад, осенью 1877 г. начал работу первый в России шпалопропиточный завод. Тогда руководство Московско-Нижегородской дороги озаботилось сроком службы деревянных шпал.

Шпалы или, как их раньше называли поперечины, являются элементом железнодорожного пути, опорной частью для рельсов. В буквальном переводе с голландского слово шпала означает подпорка. В XIX в. поперечины изготавливались из дерева. С повышением нагрузки от подвижного состава и, как следствие, увеличением веса и размера рельса изменялась форма шпал и их количество на километр пути.

Шпалы изготавливали из сосны, пихты, дуба, ели, лиственницы и бука, причем последние две породы употреблялись очень редко, первая по своей дороговизне, а бук по кратковременности своей службы в непропитанном состоянии. Дубовые шпалы применялись на юге и Кавказе, еловые – в северных районах, наибольшее распространение получили сосновые. Срок службы поперечин определялся свойствами древесины, так дубовые служили 6-7 лет, сосновые – 4-5 лет, еловые – 2,5-3 года.

На первой железной дороге в России – Царскосельской, в качестве шпал использовали «деревянные перекладины…по 1167 шт. на версту». Изготавливались они из соснового бревна обтесанного «с двух противуположных сторон и скругленноого с других двух, и со всех четырех дважды осмоленного…».

При сооружении Санкт-Петербурго – Московской железной дороги рельсы укладывались «на пластинчатых шпалах, преимущественно сосновых, и в незначительном количестве дубовых, длиною 9 футов. Шпалы размещены были в однообразном расстоянии 3 фута друг от друга и уложены были непосредственно на земляном полотне или скорее вкопаны в него».

В 1857-1861 гг. Главное общество российских железных дорог занималось сооружением Московско-Нижегородской железной дороге. До распиловки на шпалы бревна пропитывали по «способу Бушери» медным купоросом. Однако, от такого способа отказались, так как древесина была дешевой, а пропитка – дорогой. Позже перешли на другой способ пропитки – хлористым цинком. В 1877 г. на окраине Нижнего Новгорода оборудовали первое предприятие по пропитке шпал, которое используя новую технологию смогло выпускать до 300 тысяч шпал в год.

В 1930-е гг. территория Нижнего Новгорода увеличилась и шпалопропиточный завод перевели на станцию Каликино. С 1937 г. приступил к работе Каликинский шпалопропиточный завод, выпуская уже железобетонные шпалы и занимаясь пропиткой древесины.

 

Просмотров: 172 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Друзья музея