Сегодня мы совершим путешествие во времени, листая иллюстрированный практический путеводитель по Крыму 1913 года, выпущенный популярным в тот период частным издательством Григория Москвича. Историк Сергей Цветков поможет нам отдохнуть в Крыму вместе с представителем среднего класса Российской империи рубежа XIX–XX столетий. Пускай это будет, к примеру, столичный инженер.
В 1910 году среднее жалованье инженера равнялось 240 рублям — это в 4–5 раз больше, чем средняя зарплата рабочего. Поездку к Черному морю могли себе позволить также учителя с большим стажем работы, врачи, чиновники, старшие офицеры, творческая интеллигенция, деловые люди, великосветская публика.
Перед началом Первой мировой войны за сезон на крымских курортах отдыхали и поправляли свое здоровье около 100 тыс. человек — совсем немного по нынешним меркам. Столичная публика предпочитала осенний Крым — прелести осенней крымской погоды особенно расхваливал лейб-медик императорской фамилии Сергей Сергеевич Боткин. В сентябре-октябре крымские курорты заполнялись людьми в роскошных бархатных костюмах и платьях — отсюда и пошло название сезона: «бархатный».
Итак, прежде всего наш инженер покупал в книжном магазине путеводитель по Крыму, коих уже имелось немало. Покупатели, впрочем, отдавали предпочтение двум самым популярным — за авторством Марии Сосногоровой и Григория Москвича. В них можно было отыскать все необходимое: от описаний достопримечательностей до списка пансионов, гостиниц и цен на услуги извозчиков в разных городах.
Выбрав приглянувшееся место отдыха — например, Ялту, — инженер покупал билет на поезд — дневной или ночной. Курьерский и скорый поезда добирались из Петербурга до Крыма на третьи сутки. Путешествие на них обходилось в 4 рубля 50 копеек, из Москвы — в 3 рубля. За место в комфортабельном «пульмановском» вагоне первого класса нужно было заплатить в два с половиной раза больше.
По линии Петербург – Севастополь обращались курьерские, скорые и почтовые поезда. В курьерских и скорых поездах имелись спальные вагоны Международного общества и I-го, II-го и III- го классов, в которых пассажиры следовали без пересадки от Санкт-Петербурга и Москвы до Севастополя и обратно. В курьерских поездах были также беспересадочные вагоны Москва-Феодосия. Железнодорожные и Международного общества билеты можно приобрести на желаемый поезд заблаговременно – за неделю вперед в столицах и в более крупных центрах провинции.
Время прихода и отхода из Севастополя курьерских поездов совпадало с расписанием пассажирских пароходов, совершающих рейсы между городами Крыма и Кавказа. Путешественники, отправляющиеся на южный берег Крыма по железной дороге, следовали через Симферополь, Бахчисарай или Севастополь. Пассажиры могли с любой станции телеграфировать о высылке им к поезду экипажа или автомобиля. Путеводитель Москвича 1913 года рекомендует «за всякого рода поручениями о доставке лошадей и экипажей обращаться к швейцару «Севастополь -вокзалъ» В.М.Тяпкину, аккуратно и добросовестно исполняющему дело».
Конечными пунктами железнодорожного сообщения были Симферополь и Севастополь. Чтобы посетить другие города Крыма, нужно было обращаться к услугам частных перевозчиков. Выбор был большой: на вокзале путешественников дожидались автомобили, почтовые экипажи, извозчики. Поездка от Симферополя до Ялты обходилась от полутора до 30 рублей (если позволить себе ландо — 4-местный экипаж с откидной крышей, запряженный четверкой лошадей).
Автомобили, кстати, жители Крыма не жаловали, дав им прозвание «чертовых телег». Первая же автомобильная поездка по полуострову в 1901 году закончилась аварией под Гурзуфом: рычащая железная повозка напугала лошадь встречного экипажа, и она опрокинула коляску с пассажирами.
«Развелось автомобилей страшно много, всюду и везде несутся они с неимоверной быстротой… Масса искалеченных людей, а недавно наповал был убит старик-татарин около границы с Севастополем… задавленным животным и птицам нет числа» — перечислял грехи автовладельцев ялтинский градоначальник Думбадзе в 1913 году, грозя им жестокими карами. А ведь автомобилей тогда на весь Крым было… чуть больше полусотни.
Для перевозки большого количества багажа нанимали дроги или маджару, запряженную волами или буйволами. Перечисленные способы путешествия в тот период были приемлемы для переезда по «хорошим дорогам» между населенными пунктами. Любителям экзотики, отправляющимся в горы, рекомендована в путеводителе Москвича верховая езда. Издатель отмечает существование в начале XX прототипа современного каршеринга, он пишет, что «татары отдают лошадей и без проводника , но для приезжего это в большинстве случаев не удобно, так как можно заехать не туда и местный житель в пути легче найдет выход из всякого затруднения»
В Евпатории наш инженер, если бы он служил на железной дороге, мог сэкономить, поскольку для железнодорожных служащих был пансион на льготных условиях.
Продолжение рассказа о путешествии по Крыму читайте в следующих публикациях!
|