22:25
Путешествие "Проворного"

Уникальная модель паровоза «Проворный» 1839 г., являющаяся доминантой постоянной экспозиции, впервые в современной истории покидает стены Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации – одного из старейших научно-технических музеев мира. Она будет экспонироваться на стенде Федерального агентства железнодорожного транспорта в Гостином дворе в Москве 15-17 ноября 2022 г. в рамках проведения XVI ежегодного форума и выставки «Транспорт России-2022».

30 октября 1837 г. состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги – первой железной дороги России общего пользования. В 12 час. 30 мин. поезд, управляемый Ф.А. Герстнером, торжественно отправился из Санкт-Петербурга и через 35 мин. прибыл в Царское Село. 22 мая 1838 г. началось постоянное движение поездов до Павловска. Протяженность первой железной дороги России общего пользования составляла 25,5 км, ширина колеи – 1829 мм. При сооружении дороги возведены 42 малых моста с пролетами 2-4 м и мост через Обводный канал длиной 27 м.

Парк подвижного состава к моменту открытия дороги насчитывал 6 паровозов и 16 вагонов четырех типов. Первоначально все поступившие на дорогу паровозы никаких названий не имели и различались только по маркам заводов-изготовителей. Официально же «имена» паровозам были даны 3 ноября 1838 г. на праздновании годовщины открытия линии. Так, за паровозом, изготовленным на заводе Т. Гакворта в Нью-Шилдоне, осталось название «Слон». Машины, изготовленные на заводе Р. Стефенсона в Нью-Кастле, назвали «Проворный» и «Стрела»; паровоз, построенный на заводе Д. Кокериля в Бельгии – получил имя «Богатырь»; паровозы завода Ч. Тейлора – «Орел» и «Лев». Паровоз «Проворный» имел следующие технические характеристики: мощность – 75 л.с., максимальная скорость – 60 км/ч, вес паровоза в рабочем состоянии – 17,6 т., диаметр цилиндра – 381 мм, ход поршня – 457,2 мм. Паровозы «Проворный» и «Стрела» проработали на Царскосельской железной дороге 19 лет и были списаны в 1855-1856 гг.

К сожалению, до нашего времени не сохранилось ни одного паровоза, работавшего в первые годы эксплуатации Царскосельской железной дороги. Модель паровоза «Проворный» была изготовлена в 1839 г., когда настоящий «Проворный» еще курсировал между Петербургом и Царским Селом и является старейшей технической моделью паровоза в мире. «Модель в масштабе 1:4 изготовили студенты Петербургского технологического института: Вазинский, Белли и Бевад», указано в статье Б.В. Януша «Паровоз первой железной дороги», опубликованной в книге «Памятники науки и техники в музеях России».

Модель паровоза «Проворный» по решению Экспертного совета при Государственном политехническом музее (Москва) в 1992 г. признана памятником науки и техники I ранга и удостоена сертификата ПНТ.

На представленных фотографиях и видеозаписях запечатлён уникальный исторический момент – бережная упаковка и погрузка старейшей технической модели в мире. Администрация Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации выражает огромную благодарность специализированной транспортно-логистической компании ООО «Тот-Арт» за помощь в организации упаковки и транспортировки модели паровоза «Проворный».

Просмотров: 180 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Друзья музея