17:45
Разводные мосты Санкт-Петербурга

В декабре была завершена навигация на центральной водной транспортной артерии Санкт-Петербурга – реке Неве, прекратилась разводка мостов. Разводные мосты Северной столицы – это объекты туристические и одновременно инженерные.

С 1727 года на Неве начали наводить наплавные мосты. Эти сооружения считались временными и убирались на время ледохода и ледостава. В XVIII веке уже было важным обеспечить судоходство по главной водной артерии города, в конструкциях наплавных мостов предусматривались подвижные пролетные строения.
Первая постоянная переправа через Неву в столице Российской империи (Благовещенский мост) была открыта 21 ноября 1850 года. Автор проекта и строитель моста Станислав Валерианович Кербедз предусмотрел разводную часть у правого берега реки. Мост имел разводной пролет откатной конструкции из чугуна и железа, выполненный на основе ферм Гау и изготовленный на петербургском заводе Чарльза Берда. Разводная часть состояла из двух однорукавных пролетов, которые приводились в действие вручную и освобождали проход для судов откатываясь в горизонтальной плоскости. В России это был первый «поворотный» мост.

В 1879 году был построен второй мост на Неве – Литейный, а в 1903 году третий, получивший имя Троицкий. Оба моста имели разводные части, откатывающиеся в горизонтальной плоскости. Первые невские мосты прошли реконструкцию с заменой разводной части. В настоящее время, конструкция с откатным разводным пролетом сохранилась в Кронштадте на Доковом мосту, который находится на содержании СПб ГБУ «Мостотрест». Однако его разводка не производится. Только действующая модель Благовещенского (Николаевского) моста в Музее мостов дает представление о работе подобных конструкций.

В 1911 году в Санкт-Петербурге появился четвертый большой мост – Большеохтинский. Переправа сооружалась под лозунгом «Свобода судоходству». Автор проекта моста военный инженер Григорий Григорьевич Кривошеин, при участии архитектора Владимира Петровича Апышкова, разводную часть расположил в среднем пролете и новой системы, открывающуюся для прохода судов в вертикальной плоскости.

В дальнейшем мосты на Неве строились по данной схеме – разводной пролет в середине и разводная часть, состоящая из двух «крыльев». Таким же образом инженер Андрей Павлович Пшеницкий спроектировал Дворцовый мост. В начале XX в. приводы разводной части были электромеханические. В 2013 году, во время реконструкции Дворцового моста, прошла замена привода на гидравлику. В рамках работ по изменению конструкции моста была изготовлена модель разводной части Дворцового моста. Она представлена в экспозиции Музея мостов.

В настоящее время ведутся работы по реконструкции Биржевого моста. Будет произведена замена привода разводного пролета с электромеханического на гидравлический, соответственно и оборудование будет заменено на новое. При демонтаже старых конструкций в Музей мостов был передан пульт разводной части Биржевого моста.
В Санкт-Петербурге 19 разводных мостов, из них 18 находятся на содержании СПб ГБУ «Мостотрест». Один разводной мост – Финляндский железнодорожный, обслуживается ОАО РЖД. Из разводных петербургских мостов восемь находятся на Большой Неве (Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Мост Александра Невского, Финляндский железнодорожный, Володарский), два на Малой Неве (Биржевой, Тучков), четыре на Большой Невке (Сампсониевский, Гренадерский, Кантемировский, Ушаковский), два на Малой Невке (Каменноостровский, Большой Крестовский), два на Средней Невке (1-й и 2- Елагины) и один в Кронштадте (Доковый).

Санкт-Петербург город мостов. В сентября 2019 года в центре города открылся Музей мостов. Экспозиция нашего музея дает представление о различных инженерных решениях разводных конструкций.

Просмотров: 171 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Друзья музея