15:05
Страницы Дневника начальника экспедиции А.М. Кошурникова

В продолжение поста о редкой книге из фонда библиотеки музея «Дневник начальника экспедиции А.М. Кошурникова» представляем несколько страниц дневника.

В суровом 1942 году Сибгипротранс по заданию правительства приступил к разработке проекта железнодорожной линии, соединяющей Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской. Руководство работами было поручено талантливому инженеру Александру Михайловичу Кошурникову. Сначала изыскательская партия двигались на оленях через таежные заросли, далее на плотах по стремительной горной реке Казыр, местами пешком целый месяц отряд продвигался вперед, намечая трассу будущей дороги. Изыскатели прошли 180 км, 3 ноября экспедиция трагически прервалась. Все детали похода и продельной работы стали известны благодаря дневнику А.М. Кошурникова, найденному через год на месте гибели.


В дневнике сделано 34 записи, первая датируется 15 сентября 1942 года, последняя – 3 ноября 1942 года.

«15 сентября. Выехал из Новосибирска на поезде № 98 в 5 часов утра, с опозданием на 7 часов. Стофато остался. Должен выехать 17 сентября с тем, чтобы догнать меня в Нижнеудинске. Затруднение: должен в Ачинске получить у дежурного по станции свой спальный мешок, который оставил там 9 сентября мой отец; если за время стоянки не получу – придется отстать от поезда и догонять его № 42. Дал телеграммы Задорожному и Липкину встречать меня в Канске и Нижнеудинске. Телеграфировал Мазуренко о выезде из Новосибирска. Со мной в поезде едут Корпачев, Михальченко и Шейдин. На случай, если отстану в Ачинске, попросил Михальченко встретить Задорожного и Липкина для сообщения обо мне».



Почти три недели у начальника экспедиции ушли на сборы и 5 октября группа наконец отправилась по основному маршруту с горного поселка Верх-Гутары Иркутской области.
«5 октября. Выехали в 12 часов по местному времени и остановились в 6 часов вечера. По словам Александра Ивановича и по-моему тоже, проехали 23 км. … Илья Витальевич подробно описал мне Казыр, все его пороги и возможности обхода их. Категорически заявил, что оленей я до жилья не доведу, они издохнут от недостатка пищи. Как и по Кизиру, в Казыре на протяжении 100 километров лес погиб от вредителей и сейчас падает. Дороги нет на всем протяжении от Левого Казыра до Пономаревских заимок, и весь этот участок завален. Мох не растет ни на земле, ни на деревьях (зеленого леса нет, а на сушняке он не растет). Так или иначе, оленей придется бросить или забить и грузить на плоты».

Ситуация менялась с каждым днем в неблагоприятную сторону для участников группы, наступали холода, оленей отправили обратно, дальше шли на плотах. Группа шла вперед, несмотря на возникающие трудности мужественно продолжая трудовой подвиг. Последняя страница дневника документальное подтверждение героизма изыскателей трассы, которую в 1960-е строители назвали «трассой мужества».
«3 ноября. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну».


В 1952 г. Сибгипротранс вновь приступил к проекту строительства конечного звена Южно-Сибирской магистрали, сложнейшего участка, проходящего через Саяны в Восточную Сибирь. В 1958 году строительство железнодорожной линии Абакан – Тайшет было объявлено Всесоюзной ударной стройкой.

Просмотров: 431 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея