16:38
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ // «КРАСНАЯ СТРЕЛА»

10 июня 1931 г. в 1 час 30 минут из Ленинграда в Москву отправился в первый рейс курьерский поезд «Красная стрела». В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ в 2006 году этому историческому событию была посвящена необычная выставка. Петербургским моделистам В.Н. Демину и В.В. Медведеву пришла идея показать историю поезда в моделях. Подробнее о выставке читайте здесь: vk.com/@modelizm_cmrt-krasnaya-strela. Куратором выставки выступила Л.М. Ласточкина. Сегодня мы вместе с заместителем директора ЦМЖТ РФ по науке вспомним интересные факты и события из железнодорожной летописи легендарного фирменного поезда.

Людмила Михайловна Ласточкина: 

«Ввод поезда в эксплуатацию стал результатом коренных изменений в работе НКПС и принятой программы реконструкции железнодорожного транспорта в области пассажирского вагоностроения. В январе 1931 г. по указу Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную служб. Основной задачей, поставленной правительством перед службой вагонного хозяйства, было совершенствование стремительными темпами пассажирского вагонного парка страны, который на тот период времени состоял в основном из вагонов дореволюционной постройки, имевших большой срок службы и во многом несовершенную конструкцию. В рамках выполнения этих задач Пролетарскому вагоноремонтному заводу и 8-му вагонному участку Октябрьской железной дороги был поручен важный государственный заказ – ремонт вагонов СВПС (спальных вагонов прямого сообщения). Впервые в истории советских железных дорог был создан вагон СВ. Для этого в четырехместных купе снимались верхние полки, а на их место вешались зеркала и красивые светильники. К лету 1931 г. сформировали новый состав. Его назвали «Красная» («красивая») «стрела». Подготовке поезда в рейс уделялось особое внимание. Среди машинистов паровозов первенство в соревновании за право вести в первый рейс «Красную стрелу» одержал машинист первого класса В.М. Иванов». 


В 1931 г. «Красная стрела» ушла в свой исторический путь с 12 вагонами темно-синего цвета. Окраска вагонов соответствовала цвету вагонов высшего международного класса. Вел состав паровоз Л-119. К услугам пассажиров предлагались настольные игры, работало купе-буфет. В одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт, в котором на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было вести международные переговоры, для этого к составу подсоединяли специальные разъемы. Расстояние между городами было пройдено за 9 часов 48 минут – по тем временам это считалось большим достижением. Марку экспресса старались держать высоко. В конце 1930-х гг. поезд № 1/2 (1 – из Ленинграда, 2 – из Москвы) не имел в стране соперников. 

Дальнейшие планы повышения уровня сервиса нарушила война. 24 июня 1941 г. «Красная стрела» впервые за десять лет, в связи с положением военного времени не отправилась в очередной рейс. Регулярное движение возобновились 20 марта 1944 г. В первый рейс после снятия блокады «Красную стрелу» провожали торжественно. Обновленный поезд включал 1 почтовый, 7 жестких, 3 мягких и 1 спальный вагон и передвижную пушку (на случай воздушного налета). Начальником поезда был Герой Социалистического Труда М.Г. Кардаш, долгое время трудившийся на Дороге Жизни. Начальник Октябрьской железной дороги Герой Социалистического труда Б.К. Саламбеков лично вручил машинисту П.И. Волосюку поездной документ – маршрутный лист машиниста, а навстречу ленинградскому составу № 1 двигался из столицы – встречный состав № 2. 

В 1946 г. начальник поезда «Красной стрелы» А.И. Иванов обратился в НКПС с предложением о перекраске вагонов «Красной стрелы» в красный цвет. Предложение А.И. Иванова было поддержано руководством Народного комиссариата путей сообщения. Но окраска поезда изменилась значительно позже в 1960-е гг. С 1953 г. для экспресса по специальному заданию стали изготавливать цельнометаллические вагоны.Традиционно составы «Красной стрелы» водили лучшие локомотивы, работающие на сети железных дорог страны. С декабря 1957 г. состав стали водить тепловозы, с 1962 г. – электровозы (сначала ЧС1, ЧС2, позже ЧС-2Т и ЧС-200). 

До начала 1990-х гг. составы «Красной стрелы» были сформированы в основном из мягких спальных вагонов с двухместными купе, выпускавшимися ленинградским вагоностроительным заводом им. И.Е. Егорова. В пути следования пассажиры могли принять душ. Индивидуальные душевые кабины располагались между двумя смежными купе. Существовали и вагоны класса «микст», в которых наряду с двухместными купе размещались четырехместные с плюшевыми полками и диванами, душ устанавливался один на половину вагона и размещался в увеличенной по площади туалетной комнате. С середины 1960-х гг., наряду с «егоровскими», в составы поездов начали включать цельнометаллические купированные вагоны, выпускавшиеся промышленностью ГДР для Советского Союза. 

В 1976 г. введен второй состав «Красной стрелы» – № 3/4, он отправлялся на 4 минуты позже первого в 23 ч.59 мин., время в пути 8 ч. 30 мин. С 1965 г. отправление поезда сопровождается трансляцией «Гимна великому городу» композитора Р.М. Глиэра. 

В 2003 г. между Петербургом и Москвой курсировали два состава «Красной стрелы», состоящие из 16 вагонов: 6 купейных, 9 спальных, и вагона-ресторана. С 2004 г. в поезд вошли два VIP-вагона бизнес-класса, включающие четыре купе для восьми пассажиров, санузел с душевой кабиной и салон-бар. В настоящее время в «Красной стреле» 16 вагонов: 6 купейных, 8 СВ, штабной вагон – КР, вагон-ресторан – ВР и присоединяют вагон VIP-класса. 


В 2006 г. на Тверском вагоностроительном заводе проведены работы по обновлению поезда «Красная стрела». По специальному заказуизготовлено 11 купейных вагонов, 23 вагона СВ на 8 двухместных купе и два вагона-ресторана. Внешний и внутренний вид вагонов соответствуют требованиям современного дизайна. Применение специальных материалов и оборудования позволяет обеспечивать минимальный уровень шума и вибрации. Вагоны укомплектованы системой видеонаблюдения, новейшими устройствами отопления и вентиляции. 

Число пассажиров, перевезенных «Красной стрелой» превышает 20 миллионов человек.​

Просмотров: 427 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья музея