Магистральный тепловоз М62-1169 сегодня экспонат фондовой площадки «Пионерский парк» на станции Лебяжье. Он относится к той серии локомотивов, которая производилась в Советском Союзе для работы на железных дорогах стран Центральной Европы.
Начнем историю М62 с необычного наименование локомотива. Нет привычных букв «ТЭ» или «ТГ», вместо них стоит загадочная буква «М». Почему же этот тепловоз получил такое обозначение?
После Великой Отечественной войны начался переход от паровозной тяги к тепловозной и электровозной. Успехи в создании более совершен-ной техники, появление тепловозов серий ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3 позволили в 1956 году отказаться от выпуска паровозов.
В социалистических странах Центральной Европы тоже понимали необходимость перехода от паровозов к тепловозам и электровозам. Правительство Венгрии в 1961 году заказало у шведской фирмы «Nydqvist och Holm AB» (NOHAB) 20 тепловозов Di3. Руководитель Советского Союза Никита Сергеевич Хрущёв был крайне недоволен тем, что социалистическая страна заказывает локомотивы у капиталистический страны. Но одного недовольства мало: необходимо было разработать проект тепловоза, который бы удовлетворил венгерских железнодорожников. Луганский тепловозостроительный завод получил задание спроектировать тепловоз мощностью 2000 л.с. с шириной колеи 1435 мм. Завод разработал проект шестиосного тепловоза, которому по желанию Венгрии было дано обо-значение М62. Изначально это обозначение расшифровывалось так: М – от венгерского слова motormozdony – тепловоз, 6 – шестиосный, 2 – следующая серия после шведского Di3. То есть произносилось «имя» тепловоза: «Эм-шесть-два».
Кроме Венгрии, тепловозы М62 направлялись в другие социалистические страны. Там они имели своё национальное обозначение: Польша – ST44, ГДР – вначале V 200, потом BR 120, затем BR 220, Чехословакия – Т679.1, в дальнейшем – 781, КНДР – К62, Куба – 61.6. В Монголию тепловоз поставлялся в двухсекционной модификации под наименованием 2М62М.
С 1970 года тепловозы М62 стали поступать на железные дороги Советского Союза. Они выпускались различных модификаций: двухсекционные 2М62, 2М62У, трёхсекцонные 3М62У, 3М62П. Последняя серия была выпущена в 1988 году для космодрома Байконур, для вывоза ракеты-носителя на стартовую площадку.
Тепловоз активно применялся в работе с передаточными, вывозными, сборными поездами, то есть там, где не требовалась большая мощность и сила тяги. На Карельском перешейке тепловоз водит пригородный электропоезд сообщением Санкт-Петербург – Приморск – Выборг по неэлектрифицированному участку Зеленогорск – Выборг.
Последний тепловоз М62 в модификации 2М62У был выпущен в Луганске в 2001 году. Всего было построено 2676 тепловозов М62 всех модификаций, предназначенных для работы в СССР и на территории бывших советских республик.
Тепловоз М62 железнодорожники ласкового называли «Машкой». Эти машины в плане эксплуатации обладали значительными преимуществами. Отказов в работе было намного меньше, чем у эксплуатировавшихся в то время локомотивах. Поскольку тепловоз проектировался для работы в одно лицо (на европейских железных дорогах), все аппараты управления находились под рукой у машиниста.
Тепловоз М62-1169 был построен в 1971 году на Луганском тепловозостроительном заводе и поступил в локомотивное депо Брест Белорусской железной дороги. В мае 1989 года он был передан в путевую машинную станцию № 199 станции Ржев Октябрьской железной дороги, а затем в локомотивное депо Великие Луки. Здесь он водил пригородные поезда. 29 ноября 2012 года тепловоз был передан в Центральный музей железнодорожного транспорта.
Тепловоз М62-1169 однажды попал на страницы прессы. В мае 1987 года в журнале «Электрическая и тепловозная тяга» была опубликована фотография машинистов депо Брест Белорусской железной дороги на фоне данного тепловоза.
Модель тепловоза М62-1169 явилась первой моделью локомотива железных дорог нашей страны, которую в масштабе 1:120 (ТТ) произвела австрийская фирма ROCO в мае 2010 года.
Тепловозы серии М62 до сих пор используется в поездной и маневровой работе. Они работают на железных дорогах России и других стран бывшего Советского Союза. В эксплуатации находятся сотни тепловозов М62 различных модификаций. 11 тепловозов являются музейными экспонатами. Три из них – экспонаты Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации. |