16:00
Торцевые дороги России

В Музее Мостов скоро будет представлен новый выставочный проект, который расскажет об  интересных изобретениях, повлиявших на развитие путей сообщения в России в XVIII — первой половине XIX в.  Посетители смогут рассмотреть чудом сохранившийся «торец» - брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц.

Суть его назначения объясняет книга, изданная в 1836 году в Санкт-Петербурге русским инженером Василием Петровичем Гурьевым. Если внимательно вчитаться в суть идей, излагаемых автором, то невольно начинаешь сопереживать новаторским устремлениям, призванным не только обогатить свою страну, но ещё «дать нам возможность снабжать другие народы разнообразными, изящными произведениями наших климатов».

В книге Гурьев изложил детальный план, рассчитанный на 30 лет, по прокладке 9600 км торцевых дорог для «сухопутных пароходов» по важнейшим торговым направлениям. Амбициозный проект к моменту его публикации уже проверили опытным путём: ещё в 1820 году по предложению Гурьева на Морской и Миллионной улицах Санкт-Петербурга булыжники поменяли на дерево. Как отмечается в названной выше книге, уровень шума стал ниже, а движение по деревянной дороге мягче. Лошадям стало проще передвигаться. «Государю Императору угодно было, чтобы вымостили торцевыми шестиугольниками Невский проспект и вокруг Зимнего дворца: кто не скажет, что это мудрое распоряжение чрезвычайно благотворно, - пишет Гурьев. - Все дома на Невском проспекте избавились от беспрестанного дрожания, которое повреждало их прочность. Жители успокоились от стуку, лошади ощутили новые силы и, не разбивая ног, теперь возят большие тяжести. Экипажи сохраняются, а здоровье людей, особливо нежного пола получило новый быт от приятной езды.»

Строить торцевые мостовые получалось просто и дешево, так как дерево найти было несложно. Торцы – шестигранные колодки, для российских дорог делали в основном из сосны, так как она меньше крошилась. Изначально для жесткости их соединяли металлическими скобами, заливали смолой и засыпали песком. Позже торцовые мостовые начали появляться по всей России и за ее пределами, во Франции и в Англии.

Подробнее о дальнейшей судьбе изобретения мы расскажем на экскурсии. Ждём в музее!!!

Просмотров: 259 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Друзья музея