10:50
Восстановление железных дорог в годы Великой Отечественной войны

Процесс восстановления моста через Волхов

В фондах Центрального музея железнодорожного транспорта Российской федерации хранятся 4 альбома фотографий, содержащие 664 фотоснимка, связанные с деятельностью организации по восстановлению железных дорог СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Альбомы были переданы в музей в 1948 г. начальником Планового отдела Управления военно-восстановительных работ № 2 Т.С. Пузыновичем (Акт приема № 1 от 23 сентября 1948 г.).

Восстановление разрушенного пути на участке Топа-Тарту
Один из альбомов «СССР. НКПС-ГУВВР. Управление Военно-Восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта. 1944 г.» содержит фотографии с видами работ по восстановлению разрушенных железных дорог, тоннелей, мостов, устройств водоснабжения, паровозного хозяйства, служебно-технических пассажирских и гражданских сооружений, устройств связи и СЦБ. Фотографии исполнены военными корреспондентами – инженерами путей сообщения.

Управление военно-восстановительных и заградительных работ № 2 НКПС СССР было образовано в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны «О восстановлении железных дорог» от 3 января 1942 г. под руководством инженера А.С. Чёрного. В состав УВВР-2 входили: 9-я, 11-я и 21-я железнодорожные бригады, ряд специальных формирований НКПС и ремонтных поездов, мостопоезд № 1. Численность сотрудников УВВР-2 составляла около 10000 человек.

Восстановление моста через Неву у Шлиссельбурга после артобстрела

В Управлении военно-восстановительных и заградительных работ № 2 были организованы следующие отделы: отдел по восстановлению мостов, отдел по восстановлению пути, станций, связи и тяговых обустройств, отдел спецформирований и рабочих кадров, отдел снабжения, планово-технический отдел. Начальники УВВР-2: инженер А.С. Чёрный (февраль-апрель 1942 г.), генеральный директор пути и строительства 2-го ранга И.Г. Зубков (апрель 1942 – июнь 1944 г.), генерал-майор технических войск В.Е. Матишев (с июля 1944 г.).

Подача восстановительных материалов к тоннелю Сухарный на линии Симферополь-Севастополь
Основные назначения УВВР-2 – сооружение, восстановление и эксплуатация транспортных объектов, обеспечивавших коммуникации Ленинграда, их связь с железнодорожной сетью страны. Стараниями сотрудников УВВР-2 были осуществлены ключевые работы по строительству и восстановлению железнодорожных объектов Октябрьской железной дороги в 1942-1943 гг.: железнодорожная линия Войбокало – Коса (34 км), портовые сооружения на восточных и западных берегах Ладожского озера, линия Любытино – Неболчи (53 км), узкоколейная военно-полевая линия Жихарево – Жарок (43 км), строительство линии Шлиссельбург – Поляны (33 км), реконструкция железнодорожной линии Тихвин – Будогощь (75 км).
В 1944 г. УВВР-2 было восстановлено 3315 км главных и 850 км станционных путей, 98 больших и средних мостов общей протяжённостью 6400 м, Пролетарский паровозоремонтный и Октябрьский вагоноремонтный заводы в Ленинграде.

Общий вид разрушения станции Выборг

К началу 1944 г. свыше 7300 военных железнодорожников УВВР-2 были награждены орденами и медалями, а И.Г. Зубкову, Н.И. Нариняну и А.Б. Шаталову присвоено звание Героя Социалистического Труда. В мае-июле 1944 г. сотрудниками УВВР-2 производились работы по налаживанию железнодорожного сообщения в освобождённом Крыму, в частности, строительство нового тоннеля Сухарного на 331 км магистрали Севастополь – Симферополь.

Просмотров: 641 | Добавил: cmzt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0
Друзья музея